Почему мультфильм «Унесённые призраками» — это лучшее творение Хаяо Миядзаки

Аниме «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки вышло в далёком 2001 году и очень быстро было признано одним из лучших мультфильмов в мире. А с 27 декабря этого года кинокомпания Пионер возвращает мультфильм на большие экраны! Это просто отличная новость! Ведь мы сможем пересмотреть любимое аниме в кинотеатре, а заодно — показать его детям, которые в силу возраста не могли побывать на нём в кино. А это произведение стоит увидеть! 49 место в списке лучших фильмов на КиноПоиске, первое место в рейтинге лучших анимационных фильмов по версии IMDb, а количество наград и номинаций просто не сосчитать. Заслужено ли это? Конечно же, да! Но давайте разберёмся, что делает «Унесённых призраками» шедевром анимации и лучшим творением Хаяо Миядзаки. Для кого создавалась эта история? В одном из интервью Хаяо Миядзаки рассказал, для кого он создавал этот мультфильм. По его словам, он сделал «Унесённых призраками» для 10-летних девочек, которым предлагают только слащавые истории о любви, а ведь им тоже хочется увидеть что-то про самих себя — обычных, простых, можно сказать «среднестатистических» девочек в сказочных обстоятельствах. Именно поэтому история о любви (если она вообще о любви, это решать зрителям) совсем не на первом месте, главная тема мультфильма — это прохождение через испытания юности, которые раскрывают характер. Миядзаки говорит, что это даже не взросление, а просто нахождение в себе чего-то такого, что всегда там было. Под присмотром родителей Тихиро не нужно было брать на себя ответственность, принимать сложные решения, но при этом она всегда могла это сделать. Просто пока она не оказалась по ту сторону, ей это было не нужно. Детские капризы и «хотелки» остаются позади тогда, когда за одним испытанием следует другое, а мир вокруг — непонятный и чужой. Тихиро нужно собраться, научиться действовать в одиночку, ведь несмотря на помощь Дедушки Камадзи и Хаку, в ключевых моментах мультфильма решения она принимает сама. И любая 10-летняя девочка, посмотрев этот мультфильм, должна осознать, что да, она тоже так смогла бы. «Это фильм для тех, кому когда-то было 10 лет, и для тех, кому еще будет 10 лет» (Хаяо Миядзаки). Философия и скрытые уроки Каждый эпизод мультфильма — это некий жизненный урок, который нужно пройти и героине, и зрителю. Сам Миядзаки сравнил бани с собственной студией Ghibli, а Тихиро — с молодым аниматором. Для всех, кроме девочки, студия — место привычное и приятное, но для новичка оно кажется недружелюбным. Нужно заработать доверие, добиться признания и найти свое место. А потому ведьма Юбаба не совсем злодейка. Она просто хозяйка бани с кучей дел и подчинённых, но при этом она и человек со своими горестями и радостями. И если узнать её получше, становится ясно, что она вовсе не плохая. Она пожилая занятая женщина, можно сказать «бизнесвумен», и чтобы удержать бизнес, ей приходится вести себя жестко. Зла в мультфильме вообще нет, и это огромный плюс, особенно для 2001 года. Зло только в нас самих. В родителях, которые решили поддаться жадности, и стали есть еду, приготовленную вовсе не для них. В работниках бани, которые были алчны до денег, и сами оказались обедом для Безликого. В капризах сына Юбабы, который думал только о себе. И так далее. Мультфильм показывает важность памяти и сознания себя. Забыв своё имя, Тихиро не сможет вернуться домой, так стало и с Хаку, поэтому он помогает девочке не забывать. И это важный урок: помните свои корни, помните кто вы и зачем пришли в этот мир, цените своё имя и происхождение. Ещё одна тема, которая будто бы вскользь и вовсе не навязчиво подняли в мультфильме — это тема экологии. Огромный Дух Помойки, которого отмывает Тихиро, оказывается Хозяином Реки. Кстати, этот эпизод Миядзаки взял из своей жизни, однажды он помогал очищать реку и вместе с волонтерами вытащил из неё велосипед! Это так поразило режиссёра, что он вставил этот эпизод в мультфильм. При этом тут никто не говорит детям — «берегите природу, мать вашу». Нет, это и так становится понятно с помощью простого символа, который легко считывается маленьким зрителем. Как и то, что если быть честным, трудолюбивым и добрым, ты будешь вознагражден. Общество потребления и власть денег Тема, на которой стоит остановиться подробнее — это тема денег в мультфильме. Мало какое анимационное произведение затрагивает такую тему как «потребительство». Но здесь на жадности и силе денег строится большая часть сюжета, связанная с Безликим. Тихиро, не зная правил, впустила духа в купальню, чтобы он не промок под дождём. Безликий предлагает всем служителям бани золото и покупает всех, но только для того, чтобы потом съесть. Тихиро не нужно золото («у тебя нет того, что мне нужно»), поэтому именно она смогла освободить духа и взять его с собой в путешествие. По сути, Безликий — это пустота, которая заполняется тем, что рядом с ним. Рядом с алчными людьми — он сама Жадность, но рядом с тихой и заботливой Тихиро Безликий становится добрым и милым. «Что посеешь, то и пожнешь». Гонка за деньгами не приводит ни к чему хорошему, есть вещи и поважнее золота. Когда Юбабе говорят о подмене «самого дорогого сокровища», она в первую очередь думает о золоте, а не о своём сыне. И, одержимая наживой, не сразу замечает, что её «малыша» подменили. Хотя сын для неё важнее любых денег и всего на свете. Конечно, мы видели много мультфильмов о золоте и жадности, вспомним хотя бы нашу «Золотую антилопу», но на этот раз автор снова обходится без морализаторства, а просто доносит свою мысль через символы. Сказка, понятая каждому «Унесённые призраками» — это классическая сказка о преображении, разных мирах и полученных уроках. Чем Тихиро не наша русская Маша, которая помогает Мишке убрать дом и получает за это награду? Чем Юбаба не Баба-Яга, которая только с виду страшна, но на самом деле — она помощник для доброго и честного путника? Если вспомнить классификацию сказок по Проппу, то перед нами классическая «волшебная сказка». Чудесный мир — есть. В основе сюжета — преодоление потери (в данном случае — потеря родителей) с помощью волшебных спутников (Дедушка Камадзи, Хаку) и чудесных средств (волшебный пирожок Духа Реки). В сказке есть два поколения — старшее, более жадное и грубое, и младшее — находящееся на развилке, в начале пути. Мы ещё не знаем, каким оно станет, это зависит только от действий героини. В завязке родители Тихиро нарушают некий запрет, что и приводит к потере. А в развязке героиня решает трудную и, казалось бы, нерешаемую задачу (найти превращенных маму и папу среди сотни других свиней), в следствии чего происходит возвращение всего на свои места. Стандартное построение волшебной сказки. Многие считают, что дух, поедающий всё на свете — это слишком страшно для детского мультфильма. Но вспомните, что грозится сделать Баба-Яга/Медведь/Лесная ведьма с теми, кто не выполнит их условия? Правильно — скушать. А тот же самый Волк из «Красной Шапочки» не просто грозится, но и делает. Поэтому этот мотив также ясен для любой страны. Разделение мира на «обычный» и «сказочный» с волшебным переходом- такой же традиционный сюжет, обычно преподающий героям урок взросления. Детям объясняют, что в «другом» мире будет местами страшно, местами сложно, там есть свои правила, но при правильном поведении и следовании этим несложным правилам, у малышей всё получится, и мир их вознаградит. Детали и глубокое понимание мира Конечно, на общую оценку не могла не повлиять прекрасная работа самих аниматоров и их невероятная любовь к деталям. В этом мультфильме вы разглядите грязь на ботинках, кузнечика, прячущегося в траве, морщинки на лбу Юбабы и многое другое. Миядзаки не торопился, он вкладывал в это произведение и время, и душу. И не только он — вся студия Ghibli. Удивительные существа, населяющие мир духов, поражают воображение. Они многогранны, разнообразны и интересны. От такого богатства красок и форм захватывает дух, оторваться от разглядывания невозможно, каждый кадр — это небольшое произведение искусства. При невероятной сказочности мира, героиня в нём самая обычная, в том числе и в деталях. Она немного неуклюжа, как и любой ребёнок, не сразу отзывается на своё имя, когда её зовут родители, беспокоится, капризничает и смотрит на всё с любопытством. Миядзаки очень беспокоился, что девочка вышла «некрасивая, серая», но когда Тихиро переместилась с концепт-артов в анимацию, режиссёр передумал. Она такая же, как и другие девочки, в этом и есть её красота. Мультфильм, который сочетает в себе глубокую философию и простой сказочный посыл, обычную героиню и необычные обстоятельства, любовь к деталям и захватывающий сюжет просто не мог не понравиться публике. И он ей понравился. «Унесённые призраками» не планировались как успешный коммерческий проект, но стали им. Никто не знал, что это аниме превратится в визитную карточку Миядзаки, но оно превратилось. Никто и подумать не мог, что через столько лет люди будут с таким удовольствием возвращаться к этой истории, но это так. Ответ на вопрос прост. Почему «Унесённые призраками» — лучшее творение Миядзаки? Потому что эта сказка понятна и близка любому, потому что она влюбляет в себя один раз и навсегда, и потому, что мы всегда готовы увидеть её ещё раз, каждый раз находя в ней что-то новое для себя. Так что не упустите шанс увидеть «Унесенных призраками» в кино с 27 декабря! Ещё больше интересного в нашей группе в «Одноклассниках» и ВКонтакте. Интересное по теме: Студия Ghibli показала дизайн-концепты своего тематического парка

Почему мультфильм «Унесённые призраками» — это лучшее творение Хаяо Миядзаки
© Tlum.ru