Спектакль "Слон" в Театре кукол: как по Петербургу слона водили

Александр Куприн – писатель-скиталец, казённый мальчик, после долгих лет мытарств по городам России переехал в Петербург. Там были напечатаны многие его произведения, там же он познакомился с Максимом Горьким. Куприн любил этот город, любил редакционную репортёрскую жизнь и знаменитый трактир “Капернаум” – обиталище типажей всех мастей – журналистов, корреспондентов, критиков, купцов, мелких чиновников и офицеров: “Я толкался всюду и везде искал жизнь, чем она пахнет”, – рассказывал позже писатель. Фото: пресс-служба МТК А жизнь в рассказе “Слон” пахла любовью к ребёнку. Заболевшей девочке Наде очень хотелось увидеть не игрушечного, а живого слона, ведь именно он поможет ей выздороветь! И папа из цирка привёл в дом умное и доброе животное, а ребёнок, конечно, справился с болезнью. Вот и вся незатейливая фабула купринского рассказа, но до чего же она проста и вечна. И как красочно, ярко и выпукло смотрится всё это на сцене театра кукол. Любовь к Петербургу, городу камня и воды, мостов и каналов, дворцов и доходных домов, витых лестниц и декора в стиле модерн выражены абсолютно аутентичными петербургской архитектуре декорациями, выполненными художником – лауреатом Российской Национальной театральной Премии "Золотая Маска" Евгенией Шахотько. Зритель будто бы находится внутри города, гуляет по его скверам и площадям, переулкам, попадая во дворы-колодцы и снова на просторы Невского и Литейного. А вот и квартира Нади и её родителей – двери и окна выполнены по моде конца XIX-го века, витая мебель, и девочка с большими грустными глазами, так жадно ищущая избавления от болезни. Фото: пресс-служба МТК А жизнь Петербурга на сцене не умолкает ни на секунду, город живёт, бежит, торопится, а бегу ему прибавляют смешные и ироничные питерские дворники, одетые в фартуки, расписанные картинками улиц и мостов Северной столицы. Питерские дворники – полноправные участники кукольного действа. На своих плечах они переносят волшебные декорации волшебного города, сопереживают маленькой девочке, и также как и писатель Александр Куприн любят цирк. В одном из писем Антону Чехову Куприн писал: “ В наше просвещенное время стыдно признаваться в любви к цирку, но у меня на это хватит смелости”. Цирк – зрелищное и многоцветное искусство – стал вровень с Петербургом на сцене Московского театра кукол: Над манежем и над ярмаркою праздничных одежд, над тревогой завсегдатаев, над ужасом невежд, похороненная заживо, являешься опять тем, кто жаждет не высиживать, а падать и взлетать. (Б. Окуджава) Фото: пресс-служба МТК Конечно, конечно, знаменитый цирк Чинизелли (сейчас Большой Санкт-Петербургский государственный цирк), расположенный на Набережной Фонтанки, предстал во всей красе: “Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших картонных букв. Обезьянки — одни в красных юбках, другие в синих штанишках — ходят по канату и ездят верхом на большом пуделе. Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие обручи. Неуклюжий тюлень стреляет из пистолета”. А ещё – маги и фокусники, силачи и акробаты, разноцветные афиши, даже питерские грифоны, и, конечно, слон – громогласный, добрый и галантный. Его-то и приводит в петербургскую квартиру дрессировщик, не смея противостоять мольбам отца – слон в квартире! Ура-ура-ура! Животное поражает тонким джентельменским поведением хозяйку дома – маму девочки, двух забавных служанок – цветы от слона получат все и будут полностью очарованы, а девочка выздоравливает и…засыпает. Ей снится удивительный сон: “В эту ночь Надя видит во сне, что она женилась на Томми и у них много детей, маленьких, веселых слоняток. Слон, которого ночью отвели в зверинец, тоже видит во сне милую, ласковую девочку. Кроме того, ему снятся большие торты, ореховые и фисташковые, величиною с ворота...” Фото: пресс-служба МТК А зрители Московского театра кукол видели другой, не менее прекрасный сон, придуманный и воплощённый режиссёром Натальей Пахомовой – лауреатом Российской Национальной театральной Премии "Золотая Маска" и уже названной ранее Евгенией Шахотько. В большом слоне как на ладони отражается Петербург (слава современным технологиям!) – на этот раз в цвете, какими и бывают детские сны, даже если они снятся взрослым. Вместе с большим и добрым животным мы гуляем по городу, по каналам которого на кораблике проплывает девочка Надя. Спектакль соткан из большой любви к городу и человеку – ребёнку, пронизан гуманизмом ко всему живому, подлинному, настоящему и признания к таланту большого русского писателя.

Спектакль "Слон" в Театре кукол: как по Петербургу слона водили
© Ревизор.ru