Они живые: почему кукол не всегда можно отличить от людей

В Москве в Гостином дворе прошла очередная международная выставка «Искусство куклы», небезосновательно претендующая на звание крупнейшей в мире выставки кукол. Практически любой, кто хоть раз посетил эту выставку, неизбежно приходит на не на следующий год. В этом нет ничего удивительного, так как ее организаторам и участникам удалось сделать практически невозможное: открыть достаточно камерный и специфический мир кукольных мастеров широкому кругу самых простых людей. Большинство мастеров-кукольников в какой-то момент приходит к тому, что их «подопечные», то есть изготовленные ими куклы, воспринимаются ими как одушевленные существа, со своими чувствами и характерами. Со стороны все это может показаться несколько странным, но именно в том и состоит особенность выставки, что в какой-то момент схожие ощущения начинают испытывать и ее посетители. Участники выставки нарочно выставляют свои произведения не поодиночке, а тематическими группами, что наделяет кукол еще одной человеческой чертой — способностью формировать общества. И таких «обществ» на «Искусстве куклы» было достаточно много. Вот лишь некоторые из них: «Куклы из будуара Марлен Дитрих»: знаменитые будуарные куклы звезд мирового кинематографа — Марлен Дитрих, Клары Боу, Жозефины Бейкер; «Найдено в Антарктиде»: куклы Олега Каторгина в проекте «Found in Antarctica» объединения «Выставочные залы Москвы»: живопись, графика, объекты, деревянная скульптура, mail art, анимация, документальное кино; «Куклы из перламутра»: коллекция старинных японских кукол, статуэток, кимоно из собрания Юрия Подкопаева и куклы в древнейшей технике кимекоми от Аллы Беляевой; «Куклы по картинам Брейгеля»: проект «Кукла в пейзаже на фоне Вечности» по мотивам произведений художников Северного Возрождения представят Творческий союз художников России, Галерея Елены Громовой и Клуб-студия «Кукольная коллекция»; «Куклы 19-го века»: антикварные куклы из частного собрания коллекционера Натальи Курочкиной — фарфоровые красавицы, прообразы и прабабушки современной классической художественной куклы, раритеты музейного уровня в рождественской атмосфере экспозиции; «Куклы детской мечты»: немецкие промышленные коллекционные куклы и игрушки лимитированного тиража — новинки, редкие молды, самые востребованные «куклы мечты» для девочек всего мира; «Встречаемся в Венеции!»: карнавал, маски, тайны и загадки кукольной жизни среди каналов и дворцов дожей в проекте Школы кукольного дизайна; «Куклы-амазонки»: в проекте «Ульгер. Авторские куклы семьи Намдаковых» женские образы древней культуры и цивилизации Азии — прекрасные всадницы, гарцующие на лошадях и фантастических единорогах, изящные юные девушки, застывшие в танце или играющие на музыкальных инструментах, амазонка, натягивающая тетиву лука, гордая правительница, восседающая на троне. На корреспондентов «Ридуса» особое впечатление произвел проект Любови Лукьянчук «Фландрия. Малый ледниковый период», воспроизводящий веселый зимний быт фламандской деревни эпохи Возрождения. Другой, наиболее запавший в душу проект — «Притяженье зимы» Ирины Андреевой. Его главные герои — войлочные куклы, выполненные в стиле одного старого и очень доброго советского мультфильма. Отдельная история — это куклы, чей образ максимально повторяет образы живых людей. И зачастую, это сходство до полного смешения, когда отличить кукол от людей уже практически невозможно.

Они живые: почему кукол не всегда можно отличить от людей
© Ридус