Отцы и дети: Головная боль цивилизации
Конфликт отцов и детей – одна из основ мирозданья и мировой культуры. Эдипов (отец-сын) и Электры (мать-дочь) комплексы - фундамент того, что сегодня называется общественной моралью. Две её составные части – подчинение и – одновременно – сопротивление детей опыту и мировоззрению родителей, их стремление жить своим умом, критическое отношение к установленным нормам в повседневной жизни, искусстве, культуре и (это, пожалуй, главное!) в политике – головная боль человеческой цивилизации во все времена. Вечное обновление происходит через непрерывное отрицание авторитетов – родителей, школы, общественных институтов, власти. Эрос (любовь) и Танатос (смерть) вступают в непреодолимое противоречие. На стороне «детей» – Эрос во всём своём креативном могуществе, на стороне «отцов» - Танатос, с помощью которого они пытаются продлить собственное (жреческое) существование, остановить то что нельзя остановить – биологическую «вечную весну». Её невозможно возглавить, обмануть омолаживающими технологиями, спортом, стилистикой, разного рода симулякрами. Она в силу своей природы убирает сопротивляющееся старое, расчищает дорогу новому, которое всегда кажется ужасным, нелепым, бессмысленным, не имеющим право на жизнь. Даже Сталин оставил пометку на рукописи Горького: «Любовь побеждает смерть». Но это в классическом искусстве. В жизни и политике всё сложней. Идея «подморозить Россию» не нова. В трудах видного идеолога консерватизма конца девятнадцатого века Константина Победоносцева немало здравых идей. Но беда любых здравых идей в необъяснимом сопротивлении тех, ради кого они, собственно, провозглашаются, а именно, идущих следом за авторами идей поколений. Момент, когда неповиновение «детей» выходит за допустимые (синие или красные волосы на голове, голые щиколотки, чёрные губы и ногти, непонятная музыка, мат в сетях и т.д.) пределы и превращается в массовое (само)убийство – тревожный сигнал для общества, третий звонок перед приглашением на спектакль, смотреть который мало никому не покажется. Танатос не может победить Эрос. Но «подмороженный» Танатосом Эрос обретает патологическую, убийственную, разрушительную силу, направленную вовне и вовнутрь молодёжной среды, превращается в ядерный реактор скрытого, отложенного действия. В списке самых читаемых человечеством книг, наряду с Библией, «Капиталом» и «Гарри Поттером» вот уже который год держится роман «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Собственно, и «Гарри Поттер» оказался в этом списке не из-за описания колдовских страстей, а из-за скрытой темы противостояния между молодым человеком и лживым и подлым взрослом миром, неустанно порождающим чудовищ, с которыми сражается герой книги. Конфликт отцов и детей приобретает планетарные масштабы. Существующая общественно-экономическая модель, когда большая часть населения планеты остаётся за чертой нормальной жизни и не имеет шансов изменить свою судьбу переживает кризис. Россия всегда славилась терпением и верой в то, что власть всё сделает и управит так как надо. Эта вера была поколеблена в кровавое воскресенье 1905 года. Результат известен. В 1991 году по этой же причине (вспомним «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына) перестал существовать СССР. Так называемый застой – комфортная среда Тантоса. Застой, помимо замедления всего и вся, ещё и предельное упрощение в решении сложных вопросов. Застой – генератор примитивных, отложенного вреда решений, типа запретов концертов, чистки мессенджеров, задержания под надуманными причинами популярных рэперов, неуклюжей пиар-компании против того что называется молодёжной субкультурой. Возможна ли гармония между Эросом и Танатосом, наступающими детьми и не желающими отступать отцами? Наверное, нет, но (теоретически) возможен перевод процесса на мирные рельсы. Но это только в том случае, если сами «отцы» не утратили креатива, если они способны предлагать «детям» новые смыслы, если у них самих есть выходящее за рамки держать, не пущать и наслаждаться жизнью понимание будущего. Так что, дело за малым.