Обложка и название — половина успеха: как работают книжные блогеры

Блогеры, которые читают книги и помогают нам сориентироваться в потоке современной литературы, всегда на виду, но вот на свою кухню пускают не всех. Мы напросились. И задали самые волнующие вопросы: как стать книжным обозревателем? Какие книги никогда не берут на рецензию? Чего нельзя делать при продвижении? И обложка — по ней действительно встречают или всё это выдумки дизайнеров и маркетологов? На вопросы отвечают: Евгения Михирева @megadobro Егор Михайлов lampimampiblog Ксения Сидоркина @sokratko Елена Тарасова t.me/prochitalanapisala Как вы начали вести книжный блог? Евгения Михирева: Какое-то время я составляла подборки книжных новинок для сайта журнала Marie Claire. В одном-двух абзацах я писала об авторе и о чем его книга, чаще всего пересказывая своими словами аннотацию. Мне не нужно было даже читать эти книги, я просто выбирала из анонсов издательств (или из раздела новинок в книжных магазинах) более-менее подходящие для аудитории сайта новинки и старалась, чтобы подборка выглядела не слишком однообразной. Но такой формат мне не нравился. Во-первых, хотелось писать о совершенно других книгах. Во-вторых, хотелось писать личное. Идея завести блог в Instagram преследовала меня почти год, прежде чем я действительно это сделала. Должна отметить, что тогда, три года назад, это было значительно легче, чем сейчас. Книжных блогеров было очень мало, а тех, кто готов писать более-менее регулярно и делать симпатичные фотографии, — и того меньше. Я до сих пор помню первых людей, которые на меня подписались после всего 4–5 постов, многие из них до сих пор со мной. Сейчас начинающим блогерам нужны просто гениальные посты, фотографии, реклама, пляски с бубном и жертвоприношения, чтобы набрать то количество людей, которое раньше приходило само, просто по хештегам и, что удивительно, оставалось! Егор Михайлов: Мой канал начался как блокнот, в котором я собираю записи и выписки, интересные мне и, может быть, нескольким близким друзьям. Количество людей, которым это интересно, со временем выросло, но общая затея осталась неизменной: это не блог, а общедоступная записная книжка. Ксения Сидоркина: Я читаю с двух лет, поэтому книги для меня всегда были частью «нормальной» жизни, я долго думала, что все читают так же. С появлением Instagram стала рассказывать о наиболее понравившихся книгах, но не регулярно, хоть меня и благодарили за рекомендации. И только с момента появления идеи о проекте «СоКратко» я стала относиться к рекомендациям и обзорам как к работе, которую может выполнять не каждый. Елена Тарасова: Канал в Telegram «Прочитала и написала» начался с того, что мне захотелось рассказать друзьям о прочитанных нон-фикшн-книжках. А потом оказалось, что меня читают не только друзья и друзья друзей, но и несколько тысяч человек. Как вы выбираете книги для обзора? Евгения Михирева: Я очень привередливый читатель. К некоторым издательствам степень доверия выше. У «Альпины», например, мне иногда достаточно аннотации, чтобы понять, что книга мне интересна. У других же, бывает, читаю бесплатную пробную главу, смотрю отзывы на Livelib или Amazon и все равно иногда не могу предсказать, понравится ли мне. Никогда не возьму книгу просто потому, что она популярна. Егор Михайлов: Я пишу о книгах, которые читаю. Ничего больше добавить к этому принципу не могу. Ксения Сидоркина: В первую очередь мы отталкиваемся от запросов нашей целевой аудитории: это люди, заинтересованные в собственном росте и развитии, в прокачке разных сфер своей жизни. Изучаем рейтинги Amazon и сервиса рекомендаций GoodReads. Если речь идет о новинке, которая еще не успела зарекомендовать себя на известных порталах, мы прочитываем книгу и на основе собственного мнения делаем заключение о ее привлекательности и пользе для читателя. Елена Тарасова: Выбираю книги о тех сферах, которые мне интересны. Это в первую очередь психология отношений, творчество, искусство, дизайн, лайфстайл, саморазвитие, а также управление проектами и командой. Какую книгу вы бы ни за что не взяли на обзор? Евгения Михирева: О, таких очень много. Например, не беру книги по просьбе самого автора. Часто мне пишут начинающие авторы, предлагают прислать свои книги на обзор. Многие даже подчеркивают, что их интересует только мое честное мнение о прочитанном. Но я не хочу ставить себя в неудобное положение в случае, если книга мне не понравится. Егор Михайлов: Есть ряд жанров, в которых сходится ряд факторов: они мне не близки, они мне кажутся неважными, я в них не разбираюсь. Но в любом жанре возможны исключения, если мое изначальное предубеждение уравновешивается рекомендацией человека, которому я доверяю. Ксения Сидоркина: Мы не пишем саммари на книги, которые не учат чему-то новому. К примеру, правила «Ложитесь раньше, отключите гаджеты за два часа до сна и пейте больше воды», безусловно, ценны, но уже набили оскомину. Мы стараемся не рекомендовать очевидных вещей и не занимать время читателя тем, о чем он уже неоднократно слышал. Елена Тарасова: Книги, содержание которых противоречит моим принципам. Например, те, где постулируется насилие и жестокое обращение в качестве рабочего метода коучинга. Я стараюсь следить за теми идеями, которые транслирую в канале, избегать нереалистичных советов или откровенно вредных. Например, «просто вставайте в пять утра, наплевав на свои биоритмы, а если вы этого не делаете, вы просто ленивая тряпка и успеха в жизни вам не видать». Кого из других книжных блогеров вы смотрите или читаете? Евгения Михирева: Саиду @ptrsbrg, Сашу @alexscrebcova, Иру @ira_bogunchik, Наташу @adelaide_wonders, Лизу @curious.pumpkin, Ксению @kseniyalurye, Жанну @zhannayurchuk и Аню @anjuta0212. Егор Михайлов: Это довольно обширный и постоянно меняющийся список, в основном состоящий из Telegram-блогеров (YouTube- и Instagram-тусовки мне мало знакомы). Ксения Сидоркина: Крупные блоги лишь изредка просматриваю, люблю порыться в менее очевидных. Так, например, через блог нашла своего любимого редактора Полину @libro_blog. Елена Тарасова: Анастасию Завозову @biggakniga, Егора Михайлова @bookninja, Евгению Лисицыну @greenlampbooks, Марину Флерову @BOO_n_K_er, Машу Бурову @readwomanread, и других. Многие пишут книги для продвижения себя, своей компании или философии. Какие ошибки чаще всего делают начинающие авторы? Евгения Михирева: Если мы говорим о российских авторах, то главной ошибкой я бы назвала стремление поставить свой портрет на обложку. Это неуместно, если только автор не знаменитость, которая пишет свою автобиографию. Вторая ошибка, на мой взгляд, — стремление этой книгой продать какой-то продукт (курсы, тренинги, платную подписку на онлайн-что-нибудь и т. д.), практически не давая при этом полезной информации. Егор Михайлов: Никому (если немного утрировать) не интересны компании, всем интересны люди. Книги Ричарда Брэнсона крутые, потому что они не про суперимперию Virgin, а про забавного, чуток безумного и неидеального Ричарда. То же самое с другими: лучшие компании держатся не только и не столько на бренде, сколько на человеке за ним. Ксения Сидоркина: Часто встречаются книги с большой долей самолюбования со стороны автора. Только истинным фанатам бренда или человека может быть интересна бессодержательная беседа о самом себе в имиджевых целях. Практика, ценность, новизна — без этого книга не имеет смысла. Елена Тарасова: Пытаются охватить как можно больший круг читателей за один раз. Когда вы решаете, взять ли книгу с полки, какую роль играет оформление обложки? Евгения Михирева: Если я ничего не знаю об этой книге и ее авторе, обложка — единственное, что выделяет книгу среди прочих на полке магазина. По обложке часто можно понять, на какую целевую аудиторию рассчитана книга. Егор Михайлов: Большую, но не такую большую, как для простого читателя, который читает, скажем, 10–20 книг в год. Ксения Сидоркина: Большую. Если речь идет о физическом образе книги в книжном магазине, а не об электронном издании, то «одобрение» обложки — первый барьер, который книга должна преодолеть в моем сознании. Елена Тарасова: Значительную. Жизнь слишком коротка, чтобы читать плохо написанные и плохо оформленные книги. Ваши рекомендации по продвижению книг? Евгения Михирева: Опыт общения с книголюбами в сети показывает, что красивая обложка и интригующее название — это уже минимум 50% успеха. Егор Михайлов: Не игнорировать блогеров и критиков, не зажимать книги на обзор, хорошо издавать хорошие книги. Ксения Сидоркина: Рассказывать о ходе написания и изнанке процесса. Давать пользу по теме книги в блоге. Давать тематические комментарии в СМИ. Елена Тарасова: Мои советы будут очевидными, но тем не менее. Напишите книгу, достойную продвижения. Верно определите свою целевую аудиторию и где она обретается. Не пытайтесь купить отзывы. Иллюстрация: Shutterstock

Обложка и название — половина успеха: как работают книжные блогеры
© Альпина Паблишер