Ёлочные игрушки: от зайца до свиньи

Елочные игрушки способны перенести в детство даже взрослого человека. Достаточно взять игрушку в руки, как происходит магия и накрывает волна теплых воспоминаний. При первом взгляде на игрушки Елены Котовой кажется, будто их достали из бабушкиного сундука. Такие можно увидеть разве что в частных коллекциях или музейных залах. Но первое впечатление обманчиво, на самом деле это авторские работы, выполненные в старинной технике ватного папье-маше. Принять их за ретро довольно легко и потому, что именно так выглядели игрушки, которыми наряжали елки наши прабабушки и прадедушки. О необычном увлечении с художницей поговорила корреспондент «ВМ». По образованию Елена художник, окончила Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова, но занималась другим делом: была фотографом. — В какой момент папье-маше стало вашим хобби? — Я увлеклась этим около двух лет назад, когда на выставке увидела у одной художницы игрушки в технике папье-маше. И мне захотелось сделать что-то подобное. Когда я начала этим интересоваться, обнаружила, что этим занимается очень много художников. У каждого, конечно, была своя манера исполнения. Сначала мне захотелось попробовать все. И самой первой поделкой был заяц из ваты. Он вышел настолько хорошим и ладным, что его удалось продать. И меня тут же пригласили принять участие в Рождественской выставке. — И в какой момент хобби переросло в серьезное увлечение? — Сначала фигурки я делала друзьям в подарок. И с каждым разом у меня начало появляться все больше идей, да и я сама начала больше разбираться в этой технике. — Многим известно папье-маше из бумаги, а тут зачем-то вата... — Раньше стеклянные елочные игрушки были очень дорогими. Тогда придумали их делать из ватного папье-маше. Внутри они были набиты ватой, а сверху их покрывали слюдой, они были долговечными в отличие от стеклянных. Из истории вопроса Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции, однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и период создания этих шлемов колеблется между 202 и 220 годами до н. э. Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что стали изобретать новые клеящие составы и техники. ФАКТЫ — В 1800 году ирландец по имени Исаак Велд из города Корк сделал лодку из папье-маше. Он довольно долго плавал в ней по озеру Kилларни. — До 1970 года папье-маше использовалось для изготовления форм для вращающегося диска в типографии для изготовления дневного выпуска газет. — Церковь из папье-маше была построена в Норвегии и простояла 37 лет, до тех пор, пока ее не снесли. Техника папье-маше — Классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. — Изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее масса смешивается смелом и добавляется клей. Затем наносят на подготовленную форму и оставляют до высыхания. — Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Нина Забаровская, начальник отдела выставок Музея Победы: — В преддверии Нового года в нашем музее открылась выставка, посвященная советским елочным игрушкам. Всего представлено около 700 экспонатов, но большая часть принадлежит телеведущему Александру Олешко. Он передал более 500 экспонатов, в основном это фигурки Дедов Морозов. Помимо этого можно увидеть игрушки из нашего фонда. Мы показываем новогодние украшения советского Нового года, начиная с 30-х годов прошлого века. Их делали из того, что было под рукой. Еще у нас можно увидеть картонажные игрушки, они, кстати, пришли к нам из Германии.

Ёлочные игрушки: от зайца до свиньи
© Вечерняя Москва