Отдавали на разграбление: как в разные годы наряжали новогоднюю елку

МОСКВА, 28 дек — РИА Новости, Анна Кочарова. Стеклянные шары, шоколадные конфеты с орехами или же игрушки на производственную тематику — елочные украшения тоже отражают дух времени и следуют моде. О том, как менялись новогодние традиции, в интервью РИА Новости рассказала Мария Калиш, старший научный сотрудник Музея Москвы. Стеклянные шары — райские яблоки "Стеклянные шары пришли к нам из Германии начала XIX века. Изначально это были как бы райские яблоки из Библии, частично связанные с немецким язычеством. Со временем яблоки превратились в стеклянные шары", — рассказывает Мария Калиш. Надев специальные белые перчатки, она аккуратно берет в руки экспонаты музея — новогодние игрушки разных лет. Они очень хрупкие, одно резкое движение — и изделие может пострадать. "В моей семье есть воспоминания о том, как елку украшали маленькими крымскими яблочками. Это дореволюционная традиция, которая сохранялась вплоть до Великой Отечественной войны, несмотря на запрет на елки в первые годы советской власти. Еще елки украшали золочеными орехами, пряниками и конфетами", — продолжает специалист. "Активно праздновать Новый год и Рождество с елкой в Европе и Северной Америке стали со второй половины XIX века. В Москве эти традиции связаны с поселившимися здесь немцами, это в основном были представители буржуазного среднего класса. Также свою роль в популяризации елок сыграли германские принцессы, занимавшие российский престол", — говорит Мария. Традицию использования еловых и сосновых ветвей в качестве декора ввел Петр Первый. По его указу так украшали все государственные учреждения, в том числе и государевы кабаки. В результате елки надолго стали символом питейного заведения. Мария не только изучает традиции елочных игрушек, но и сама собрала небольшую коллекцию. К празднику она, конечно же, наряжает домашнюю елку этими экспонатами и публикует фотографии в соцсетях. Клад на антресолях Старые игрушки достаются не только по наследству. Коллекционеры целенаправленно ходят по блошиным рынкам, скупая елочные украшения, ищут в интернете: на разных сайтах есть множество групп, где продаются новогодние раритеты и обсуждается, как их отреставрировать. Стоимость колеблется примерно от 100 рублей до 15 тысяч рублей — все зависит от возраста, размера, качества и состояния предмета. Впрочем, сколотить состояние, продав чемодан старинных стеклянных шаров, вряд ли удастся: настоящие раритеты на антресолях сохранились не у многих. Стеклянные украшения — вещь хрупкая. Здесь, скорее, важна атмосфера, которую можно создать дома благодаря таким игрушкам. "Даже во время запрета на празднование Нового года в 1920-х в семьях все равно устраивали торжества. И елки, несмотря ни на что, продавались на базарах. Например, в нашей семье елку покупали на рынке на площади Горького, на Хитровке. Наряжали по канону сохранившимися игрушками, а также теми, которые продолжали делать кустари. В продажу все равно поступали большие конфеты, которые можно было вешать на елку. Несмотря на пропаганду, в быту традиции сохранялись. Моя двоюродная тетка вспоминала, что до 1932 года, пока не закрыли Лютеранский собор Петра и Павла в Москве, там устраивали классические немецкие елки, на которые она ходила ребенком". Игрушки из ваты Помимо шаров и конфет с орехами, на елку вешали бусы из стекла. Но популярнее всего, отмечает Мария, были ватные игрушки. "В коллекции Музея Москвы их очень много, самые ранние относятся к концу XIX века. Вата вошла в обиход в середине XIX века. Этот материал был доступным и удобным, как бы мы сказали на современном языке — композитный материал", — объясняет Мария. "При изготовлении игрушки сначала делали каркас из проволоки, крепили на него голову из мастики или папье-маше, — продолжает эксперт. — А дальше начиналась обмотка — мокрые и сухие слои, в зависимости от того, какой эффект нужен. Это похоже на работу с пластилином, хотя есть свои особенности. Покрывали красками на водной основе, темперой или акварелью. Сверху иногда добавляли толченую слюду, которая создавала эффект мерцания. Такие игрушки делали и дома, и в кустарных мастерских. В том числе и в советское время". Вещи получаются очень теплые и живые, сейчас вновь эта техника вошла в моду. История страны в игрушках По елочным игрушкам можно изучать культуру и историю страны. "Чаще всего персонажей для елочных игрушек брали из сказок, — отмечает сотрудница Музея Москвы. — Например, Кот в сапогах всегда был популярным героем. Еще именно в России делали грибочки на елку. Советские игрушки нередко посвящались важным событиям в жизни страны. Так, в коллекции нашего музея есть игрушка, которая представляет целую сцену: Папанин на льдине. Скорее всего, это домашняя поделка 1930-х годов". Когда вновь разрешили елки, появились украшения, связанные с советскими достижениями и свершениями. Вместо Вифлеемской звезды — пятиконечная. "У нас есть интересный экземпляр: звезда сделана с использованием дореволюционной мишуры, которая пущена по каркасу, а плетение серпа и молота выполнено по принципу кружевного. Или же на елке мог появиться полярный мишка, который везет почту. Иногда воспроизводили фарфоровые статуэтки народов СССР. В то же время оставались и традиционные игрушки — грибочки и зверушки", — говорит Мария Калиш. Елки разрешили в 1932 году. После этого пропаганда велась в основном через журналы, в разделах "сделай сам". Там объясняли, как нарядить елку и устроить праздник. Такие рекомендации можно было найти и в книгах для будущих хозяек. Тогда же, в 1930-е, стали проводить и новогодние елки для детей — у родителей на работе, в школе, в Моссовете, в Кремле. "В хрущевские времена артели либо объединили в большие производства, либо закрыли, — рассказывает эксперт. — Это коснулось, в принципе, всех народных промыслов. Открылись большие производства елочных игрушек. Профессиональные художники создавали образцы, а мастера их уже воспроизводили. Это должно было улучшить качество продукции". Действовали худсоветы, которые могли и не принять идеологически неверную игрушку, например, слишком слащавое изображение девочки. "В то же время в елочной игрушке можно было избежать идеологии, в эту сферу очень часто приходили талантливые художники. Например, чтобы сделать настоящую принцессу под видом Золушки", — уточняет сотрудница Музея Москвы. Новые формы и материалы Мария показывает "космические" игрушки 1960-х годов. "Одно из главных событий хрущевской эпохи — полет Гагарина в космос. Елки украшали космонавтами, ракетами. И с тех пор символ Нового года — изображение мальчика в скафандре, на котором указан наступающий год", — отмечает коллекционер. Появились сложные по формам шары-полусферы. "Впрочем, это скорее было связано не с темой космоса, а с развитием самой формы, художественными поисками, — комментирует эксперт. — К тому же на фабричном производстве и технические возможности были шире. К 1970-м упростились рисунки, формы стали менее натуралистичными, более обобщенными и авангардными. Это соответствовало духу модернизма тех лет". Все больше использовалось стекло, пластиковые украшения заменили ватные. "С 1970-х в магазинах продавались стеклянные наборы шаров из ГДР. Новые материалы смотрелись нарядно и ярко. Вернулись колокольчики, символ дореволюционного Рождества", — добавляет Мария Калиш. "В нулевые наступило время пластика: яркие формы, мода на двух-трехцветные елки с плотной развеской игрушек одной-двух форм, — заключает эксперт. — Вошли в моду палочки-леденцы, которые за крючки цепляются на ветки (это английская и американская традиции), появились бантики, которые были до революции, но так и не прижились у нас. Одновременно вошел в моду винтаж, люди увлекаются старыми игрушками".

Отдавали на разграбление: как в разные годы наряжали новогоднюю елку
© РИА Новости