Ещё
Как читать состав косметики: запомните эти 6 названий
Как читать состав косметики: запомните эти 6 названий
Красота
Лобода пожалела затравленную Маркл
Лобода пожалела затравленную Маркл
Звёзды
Как сберечь семейный бюджет: полезные советы
Как сберечь семейный бюджет: полезные советы
Еда
7 продуктов, которые поднимут настроение
7 продуктов, которые поднимут настроение
Еда

Фотограф «Чемпионата» Александр Сафонов — о Юрии Сёмине, «Реале» и Белграде 

Фотограф «Чемпионата» Александр Сафонов — о Юрии Сёмине, «Реале» и Белграде
Фото: Чемпионат.com
Душевное интервью со спортивным фотографом. Про ляхи , кражи в Бразилии и коллегу, который прибухнул.
Где только мы не ищем героев для интервью, иногда даже на других континентах. До некоторых героев тяжело добраться. При этом не всегда и не сразу замечаем тех, кто рядом. Хотя рассказать они могут побольше многих. Спортивный фотограф 11 лет работает на «Чемпионате». Вы наверняка видели его снимки на сайте, а мы зовём его просто — дядя Саша. За богатую фотографическую карьеру у него накопилась масса удивительных историй о футболе. Но прежде чем перейти к  и , мы вспомнили, с чего всё начиналось.
— Я поздно пришёл в профессию, потому что 17 лет работал инженером-электронщиком в НИИ, — начинает Сафонов свой рассказ. — В 1985 году у меня уже была дочь, вот-вот должен был родиться сын, и денег катастрофически не хватало. Крутился как мог: «бомбил», красил гаражи, коровники строил, чего только не делал. Начал фотографировать на оборудование тестя — аппарат «Смена». Мне дали увеличитель, химию для проявки кадров. Я попробовал, и у меня с первого раза получилось. — Вы начали снимать не спорт? — Неожиданно предложили фотографировать солдат в войсковых частях. Я ответил, что не особо умею. Мне сказали: «Снимать портреты легко». Я взялся, и это начало приносить колоссальные деньги. Просто сумасшедшие! — Сколько? — В НИИ я зарабатывал 350-400 рублей. А тут 3-4 тысячи! — Это при стоимости машины… — 5500 рублей стоила первая модель «Жигулей». Хотя их можно было достать только по записи. В общем, с 1985 по 1991 год в будни работал в НИИ «Восход», а в субботу и воскресенье снимал солдат. Вскоре позволил себе японский аппарат Minolta за 9 тысяч рублей. Он у меня до сих пор хранится.
— Как занялись спортивной фотографией? — 1991 год. Путч. В Москве войска. Я снимал происходящее у Белого дома, просто потому что эпохальное событие. Познакомился с журналистами. В том числе с шеф-фотографом газеты «Гудок», который периодически просил меня что-то поснимать. Затем я оказался в «Новой газете». Тогда она была ещё «Новой ежедневной газетой», и Дима Муратов был заместителем главного редактора. Издание искало фотографа. — А как же НИИ? — Уволился. Мы там уже год как играли в настольный теннис целыми днями. Остались только огромные залы, в которых уже не было машин. Другие сотрудники выпивали, поскольку спирт продолжал приходить. Так что я действительно хотел устроиться фотографом. Пришёл устраиваться в «Новую», и в тот вечер нужно было ехать на домашний матч «Торпедо» на Восточную. Никто не хотел снимать футбол, а я сказал: «Готов забрать весь спорт на себя». Меня тут же взяли, хотя у меня не было опыта работы спортивным журналистом.
— Потом вас позвали в «Гудок»? — Да. В конце 1992 года я снимал на свою Minolta, а мне пообещали полный комплект Nikon. Объективы, которых у меня никогда в жизни не было! Для футбола — супер. Плюс зарплата стабильная. Тогда ещё было МПС (Министерство путей и сообщения), а не . Все съёмки футбольного «Локомотива» на мне. Можно было попасть и на хоккейный «Локомотив» в Ярославле. Хотя приходилось снимать и производство, и социалку, связанную с железной дорогой. Тогда я понял истину, которой придерживаюсь до сих пор. В работе фотографа любая съёмка идёт в плюс. Вообще любая. Одна учит работать со светом, другая — с перспективой, третья — подбирать планы…
— Сейчас фотографии с матча передаются и публикуются за пару секунд. А как было раньше? — В «Гудке» могло занять месяц. Пока приеду из командировки, проявлю и напечатаю снимки, потом редакционный совет отбирает. — Что не публиковали? — Тогда фотография требовалась эстетичная. Сломанная нога футболиста с торчащей костью, скорее всего, не прошла бы. МАДРИД — Ваш первый выезд на футбол? — 1998 год. От «Советского спорта» поехал на матч Лиги чемпионов «Реал» — . Причём сначала съездил с красно-белыми на сборы в Сочи и Ново-Санкти-Петри в Испанию, а уже потом в Мадрид. И всё это ради съёмки 11 минут игры! — Как так? — Иначе я не успевал передаться в номер до того, как газету отправляли в типографию. — Как отправляли снимки? — Брал с собой бочки, химию, сканер, размером с коробку для кроссовок, — тяжёлая штука. Накануне матча я сходил на тренировку и с секундомером шёл пешком до отеля. Засекал, сколько пройдёт времени, пока сдам жилетку, отсканирую кадры в отеле и передамся. Вот и вышло, что на матче работаю 11 минут. В день игры поставил будильник. Как только прозвенел, я собрался и ушёл со стадиона.
— Что успели снять? — Роберто Карлоса — потрясла толщина его ног. Так вот, сдаю жилетку, выхожу со «Сантьяго Бернабеу» и понимаю, что у меня проблемы. — Что случилось? — Парковка огорожена, и сквозь неё не пройдёшь. Все мои замеры оказались бессмысленными. Пришлось бежать с аппаратурой. Влетаю в отель — один лифт не работает, а из второго вы