Ещё

Борис Гребенщиков: «С Цоем мы познакомились в электричке» 

Борис Гребенщиков: «С Цоем мы познакомились в электричке»
Фото: Все новости Новосибирской области
«Такая встреча — это чисто сибирский феномен»
На встречу пришли почти 300 человек. Они сидели на полу, стояли на подоконниках и точно хотели спросить и узнать что-то важное для себя. И сам , сев перед публикой, сразу возразил:
— Не выйдет без вопросов, с народом не поспоришь. Все настоящее будет на концерте, а это просто треп. Мы немножко поговорим для взаимного удовольствия, а потом встретимся уже вечером. Сказано все будет на концерте, но мне страшно интересно, что будет здесь. Я сижу и поражаюсь, потому что не могу представить такую встречу в Москве. Или, допустим, в Вятке, или в Тамбове. Это чисто сибирский феномен.
Послушать философские беседы пришли почти 300 человек. Фото Игоря Логвина
Билеты на концерт стоили совсем недешево — от шести до девяти тысяч рублей в кафе кинотеатра «Победа». Далеко не каждый мог позволить себе такое удовольствие. И молодой человек из зала честно признался:
— Я не поклонник вашего творчества, знаю только две песни и не пойду на ваш концерт.
— Глубоко уважаю ваше решение, — одобрительно кивнул Борис Борисович.
— Но если есть с собой гитара, вы могли бы порадовать присутствующих?
— У меня нет с собой гитары, и я встал сегодня в шесть утра. Перед этим сменил три самолета. Поэтому сейчас — просто разминка перед концертом.
Несмотря на жуткую усталость, Гребенщиков предельно полно и вежливо отвечал на все вопросы. Мурлыкал, словно кот Баюн, и излучал бесконечные положительные флюиды. И еще постоянно вспоминалась фраза мальчика Бананана из фильма «Асса»: «Он Бог, от него сияние». Вечное сияние чистого разума…
«И после просветления рублю дрова и мою посуду»
Тема беседы, организованной совместно с Новосибирским открытым университетом, была сформулирована непросто: «Искусство бегства из повседневного». Собравшиеся, среди которых были философ, ректор НОУ Роман Шамолин, культуролог, общественный деятель Лада Юрченко, искусствовед, преподаватель истории эстетики Эрика Куфельд, музыкант, композитор, музыкальный директор театра «Глобус» и философ, общественный деятель постоянно старались завести концептуальный разговор о реальности и бегстве из повседневности.
Беседа шла о реальности и бегстве из повседневности. Фото Игоря Логвина
На вопрос, что такое реальность, Борис Борисович ответил просто и искренне:
— Да х… его знает!
Но, к слову сказать, это было самой нецензурной фразой из всех прозвучавших. Гребенщиков все время разговора был искренним и о самых сложных вещах говорил просто, без лишних вычурных оборотов. Что иногда сбивало с толку его оппонентов и веселило музыканта.
— Не буду вдаваться в какие-то философские глубины, боюсь там потеряться. Вот, к примеру, иду по опушке леса, смотрю вокруг себя и пытаюсь найти что-нибудь, против чего мне хочется протестовать. Зараза, ничего не могу найти, мне все нравится… Вчера я ехал по Одессе ночью в очень возвышенном состоянии духа после концерта, смотрел в окно и радовался, какая красота вокруг. И я совершенно не собираюсь бежать от этой повседневности, ничего красивее ее не видел и не увижу. Когда люди говорят «дух» — это и есть то, чем этот мир пронизан. И когда мы это видим — это настоящее. Но если восприятие замылилось, тогда и наступает тупая повседневность. Любая тупая повседневность — просто непротертое стекло. Мы можем увидеть настоящее, если чуть-чуть протрем глаза. Все религиозные практики существуют, только чтобы увидеть Бога в основе любого явления и живого существа. И тогда мир и жизнь становятся настоящими, и лучше ничего придумать невозможно… Каждый из нас — центр вселенной, ради каждого из нас весь этот балаган затеян. И ни один не лучше и не хуже другого, но все мы разные при этом. Это очень хорошая система, лучше я не знаю.
Я все время молюсь и мечтаю об одном, чтобы стать частью реального мира, чтобы у меня не оставалось ничего своего. Когда пишу песни, не отгораживаюсь от политики и прочего. Когда мы говорим о политике, не забывайте, что у меня в квартире есть туалет, но я же в нем не живу (одобрительный смех и аплодисменты из зала). Поэтому отгораживаться не надо ни от чего. Обыденное повседневное действие — это самое святое, что человек может творить. Растить детей, писать книги. А когда надоедает, вероятно, человек еще не достиг просветленности. Однажды великого мастера спросили: «Вот вы просветлились. Что-то изменилось в вашей жизни?» И мастер сказал великие слова: «До просветления рубил дрова, мыл посуду. И после просветления мою посуду, рублю дрова»…
«Рок-н-ролл умер, когда ушел в армию»
Несмотря на заданный тон, Гребенщиков часто намекал:
— По-моему, мы уже замучили народ совсем концепциями. Давайте о простом поговорим. Если есть вопросы, без которых вы не можете, задавайте.
— А на каком основании вы еще живы, хотя рок-н-ролл уже мертв? — незамедлительно раздался вопрос из зала.
— Секунду, дорогой мой. Я напомню вам текст: «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет».
— Из этого следует две вещи: либо рок-н-ролл еще жив, либо вы не фигура рок-н-ролла.
— Рок-н-ролл вообще-то мертв с того дня, когда Элвис Пресли ушел в армию в 1959-м.
Публика сидела на полу… Фото Игоря Логвина
Вообще, говоря о музыке и, тем более, вспоминая своих друзей, Борис Борисович сразу оживлялся и усталость снимало как рукой.
… и стояла на подоконнике. Фото Игоря Логвина
Видимо, такие воспоминания доставляют особое удовольствие.
— Как вам удалось рассмотреть талант у никому неизвестного молодого ?
— Когда я его услышал, чуть со скамейки не упал. Вместе с Рыбой (музыкантом ) они ехали с моего концерта в электричке. Я вижу, что ребята сидят и явно какое-то отношение к музыке имеют. Как-то разговорились, начали музыку играть. И одна песня была полная ерунда, она потерялась с тех пор, и большее ее никогда не пели. А вторая — «Мои друзья всегда идут по жизни маршем». Ну, тут можно было сразу упасть. Я и упал. Тут нечего разглядывать, это было гениально.
— В последний свой приезд вы играли в подземном переходе, ходили по магазинам. У вас какое-то особое отношение к Новосибирску?
— У меня особое отношение и к Самаре, и к Киеву, и к другим городам. По счастью, я все эти города люблю. А Новосибирск люблю самим собой.
Гребенщиков с удовольствием воспоминает о знакомстве с Виктором Цоем. Фото Игоря Логвина
Поразмышляв о повседневности и обыденности, и сделав выводы, что бежать от них не стоит, усталый гуру отправился пешком в красных кроссовках по подземному переходу в сторону мэрии. Там к нему не бежали за автографами и не делали бесконечные селфи. Но вряд ли Гребенщиков от этого чувствовал себя неуютно. Ведь было как тогда, когда Борис Борисович был безнадежно молод, спокойно ходил по улицам и позволял себя именовать просто Бобом. Несмотря ни на какие концепции.
Видео дня. Как отдраить туалет от ржавчины
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео