Карантин
Мода
Красота
Любовь
Звёзды
Еда
Психология
Фото
Тесты

Борис Гребенщиков: «С Цоем мы познакомились в электричке»

«Такая встреча – это чисто сибирский феномен»
Борис Гребенщиков: «С Цоем мы познакомились в электричке»
Фото: VN.ru Все новости Новосибирской областиVN.ru Все новости Новосибирской области
На встречу пришли почти 300 человек. Они сидели на полу, стояли на подоконниках и точно хотели спросить и узнать что-то важное для себя. И сам , сев перед публикой, сразу возразил:
- Не выйдет без вопросов, с народом не поспоришь. Все настоящее будет на концерте, а это просто треп. Мы немножко поговорим для взаимного удовольствия, а потом встретимся уже вечером. Сказано все будет на концерте, но мне страшно интересно, что будет здесь. Я сижу и поражаюсь, потому что не могу представить такую встречу в Москве. Или, допустим, в Вятке, или в Тамбове. Это чисто сибирский феномен.
Послушать философские беседы пришли почти 300 человек. Фото Игоря Логвина
Билеты на концерт стоили совсем недешево – от шести до девяти тысяч рублей в кафе кинотеатра «Победа». Далеко не каждый мог позволить себе такое удовольствие. И молодой человек из зала честно признался:
- Я не поклонник вашего творчества, знаю только две песни и не пойду на ваш концерт.
- Глубоко уважаю ваше решение, - одобрительно кивнул Борис Борисович.
- Но если есть с собой гитара, вы могли бы порадовать присутствующих?
- У меня нет с собой гитары, и я встал сегодня в шесть утра. Перед этим сменил три самолета. Поэтому сейчас – просто разминка перед концертом.
Несмотря на жуткую усталость, Гребенщиков предельно полно и вежливо отвечал на все вопросы. Мурлыкал, словно кот Баюн, и излучал бесконечные положительные флюиды. И еще постоянно вспоминалась фраза мальчика Бананана из фильма «Асса»: «Он Бог, от него сияние». Вечное сияние чистого разума
«И после просветления рублю дрова и мою посуду»
Тема беседы, организованной совместно с Новосибирским открытым университетом, была сформулирована непросто: «Искусство бегства из повседневного». Собравшиеся, среди которых были философ, ректор НОУ Роман Шамолин, культуролог, общественный деятель Лада Юрченко, искусствовед, преподаватель истории эстетики Эрика Куфельд, музыкант, композитор, музыкальный директор театра «Глобус» и философ, общественный деятель постоянно старались завести концептуальный разговор о реальности и бегстве из повседневности.
Беседа шла о реальности и бегстве из повседневности. Фото Игоря Логвина
На вопрос, что такое реальность, Борис Борисович ответил просто и искренне:
- Да х его знает!
Но, к слову сказать, это было самой нецензурной фразой из всех прозвучавших. Гребенщиков все время разговора был искренним и о самых сложных вещах говорил просто, без лишних вычурных оборотов. Что иногда сбивало с толку его оппонентов и веселило музыканта.
- Не буду вдаваться в какие-то философские глубины, боюсь там потеряться. Вот, к примеру, иду по опушке леса, смотрю вокруг себя и пытаюсь найти что-нибудь, против чего мне хочется протестовать. Зараза, ничего не могу найти, мне все нравится Вчера я ехал по Одессе ночью в очень возвышенном состоянии духа после концерта, смотрел в окно и радовался, какая красота вокруг. И я совершенно не собираюсь бежать от этой повседневности, ничего красивее ее не видел и не увижу. Когда люди говорят «дух» - это и есть то, чем этот мир пронизан. И когда мы это видим - это настоящее. Но если восприятие замылилось, тогда и наступает тупая повседневность. Любая тупая повседневность - просто непротертое стекло. Мы можем увидеть настоящее, если чуть-чуть протрем глаза. Все религиозные практики существуют, только чтобы увидеть Бога в основе любого явления и живого существа. И тогда мир и жизнь становятся настоящими, и лучше ничего придумать невозможно Каждый из нас – центр вселенной, ради каждого из нас весь этот балаган затеян. И ни один не лучше и не хуже другого, но все мы разные при этом. Это очень хорошая система, лучше я не знаю.
Я все время молюсь и мечтаю об одном, чтобы стать частью реального мира, чтобы у меня не оставалось ничего своего. Когда пишу песни, не отгораживаюсь от политики и прочего. Когда мы говорим о политике, не забывайте, что у меня в квартире есть туалет, но я же в нем не живу (одобрительный смех и аплодисменты из зала). Поэтому отгораживаться не надо ни от чего. Обыденное повседневное действие – это самое святое, что человек может творить. Растить детей, писать книги. А когда надоедает, вероятно, человек еще не достиг просветленности. Однажды великого мастера спросили: «Вот вы просветлились. Что-то изменилось в вашей жизни?» И мастер сказал великие слова: «До просветления рубил дрова, мыл посуду. И после просветления мою посуду, рублю дрова»
«Рок-н-ролл умер, когда ушел в армию»
Несмотря на заданный тон, Гребенщиков часто намекал:
- По-моему, мы уже замучили народ совсем концепциями. Давайте о простом поговорим. Если есть вопросы, без которых вы не можете, задавайте.
- А на каком основании вы еще живы, хотя рок-н-ролл уже мертв? – незамедлительно раздался вопрос из зала.
- Секунду, дорогой мой. Я напомню вам текст: «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет».
- Из этого следует две вещи: либо рок-н-ролл еще жив, либо вы не фигура рок-н-ролла.
- Рок-н-ролл вообще-то мертв с того дня, когда Элвис Пресли ушел в армию в 1959-м.
Публика сидела на полу... Фото Игоря Логвина
Вообще, говоря о музыке и, тем более, вспоминая своих друзей, Борис Борисович сразу оживлялся и усталость снимало как рукой.
... и стояла на подоконнике. Фото Игоря Логвина
Видимо, такие воспоминания доставляют особое удовольствие.
- Как вам удалось рассмотреть талант у никому неизвестного молодого ?
- Когда я его услышал, чуть со скамейки не упал. Вместе с Рыбой (музыкантом ) они ехали с моего концерта в электричке. Я вижу, что ребята сидят и явно какое-то отношение к музыке имеют. Как-то разговорились, начали музыку играть. И одна песня была полная ерунда, она потерялась с тех пор, и большее ее никогда не пели. А вторая – «Мои друзья всегда идут по жизни маршем». Ну, тут можно было сразу упасть. Я и упал. Тут нечего разглядывать, это было гениально.
- В последний свой приезд вы играли в подземном переходе, ходили по магазинам. У вас какое-то особое отношение к Новосибирску?
- У меня особое отношение и к Самаре, и к Киеву, и к другим городам. По счастью, я все эти города люблю. А Новосибирск люблю самим собой.
Гребенщиков с удовольствием воспоминает о знакомстве с Виктором Цоем. Фото Игоря Логвина
Поразмышляв о повседневности и обыденности, и сделав выводы, что бежать от них не стоит, усталый гуру отправился пешком в красных кроссовках по подземному переходу в сторону мэрии. Там к нему не бежали за автографами и не делали бесконечные селфи. Но вряд ли Гребенщиков от этого чувствовал себя неуютно. Ведь было как тогда, когда Борис Борисович был безнадежно молод, спокойно ходил по улицам и позволял себя именовать просто Бобом. Несмотря ни на какие концепции.