Войти в почту

Итоги-2018. Сельское хозяйство получило новый толчок для роста

2018 год стал для российского агросектора переломным. Президент Владимир Путин поставил перед сельскохозяйственной отраслью амбициозную задачу – увеличить экспорт аграрной продукции более чем в 2 раза до $45 млрд в 2024 г. Еще 15 лет назад такое сложно было представить – по большинству продуктов питания Россия оставалась нетто-импортером. Превратить российский агросектор из черной дыры в прибыльный бизнес помогала системная господдержка – сначала в виде квот на импортную продукцию, а впоследствии и деньгами по Национальному проекту развития АПК, преобразованному в госпрограмму. Суммарно за последние 10 лет на ее финансирование из бюджета выделено 1,9 трлн руб., по данным Минсельхоза. Это позволило достигнуть ключевых показателей, предусмотренных доктриной продовольственной безопасности, по мясу, зерну, сахару, растительному маслу. После введенного в 2014 г. продовольственного эмбарго и девальвации рубля удалось подтянуть даже такие отстающие направления, как производство тепличных овощей. В итоге импорт овощей сократился вдвое, а российские аграрии обеспечивают российский рынок огурцами на 80–85%, помидорами – на 60%, по данным Национального союза производителей плодов и овощей. Исключением остается молочная продукция, которой Россия обеспечена лишь на 82% против целевых 90%, согласно Минсельхозу. Для дальнейшего развития сельского хозяйства необходимо развивать экспорт, говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин: это привлечет новые инвестиции за счет расширения производства, сделает ценообразование на рынке более устойчивым, снизит себестоимость за счет масштаба. Что везем Сегодня основная позиция в российском агроэкспорте – сырье, а именно зерно: его доля в общих отгрузках отечественного продовольствия за границу достигает 36%, следует из данных Минсельхоза. В дальнейшем стоит активнее развивать экспорт готовой продукции с добавленной стоимостью, считает замминистра сельского хозяйства Елена Фастова. Для этого, по ее словам, необходимо развивать переработку зерна, производство масложировой, кондитерской и молочной продукции. Экспортные продажи переработанной продукции должны вырасти втрое до $8,6 млрд, по расчетам Минсельхоза. Кондитеры уже активно продают свою продукцию за рубеж и спрос на нее растет, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности Вячеслав Лашманкин. По его данным, экспорт кондитерских изделий в среднем прибавляет 10–12% в год, что ставит отрасль на 4-е место в структуре экспорта всего продовольствия. Директор «Совэкона» Андрей Сизов тем не менее сомневается в значительном росте экспорта продукции высокой степени переработки: «Россия традиционно сильна и конкурентоспособна по зерну, масличным и рыбе, именно поставки этих продуктов будут двигать вперед российский экспорт». Также думает и гендиректор ИКАРа Дмитрий Рылько: именно по зерну у России есть потенциал для роста – в 1,5 раза до 2024 г. Последние два года Россия – крупнейший в мире экспортер зерна. Кроме того, странам-импортерам выгодно завозить как раз сырье для его дальнейшей переработки на месте, поскольку так они оставляют добавленную стоимость в своей стране, добавляет Сизов, для этого они защищают свои рынки высокими импортными пошлинами на готовую продукцию. Утроить поставки масложировой продукции, как планирует Минсельхоз, также вряд ли удастся – конкуренция на мировом рынке высока, напоминает Рылько, поэтому существенно нарастить присутствие здесь будет сложно. Есть проблема и с готовой брендированной продукцией: ее можно активно экспортировать только тогда, когда страна сумеет создать сильные страновые бренды, такие как итальянский пармезан или испанский хамон, добавляет Сизов. И полноценный экспорт мяса под вопросом: российские производители пока не готовы конкурировать по цене на внешних рынках, отмечает Сизов, да и многие из них, в частности страны Юго-Восточной Азии, закрыты из-за неблагополучной ситуации в России по болезням сельхозживотных, на открытие этих перспективных рынков уйдут годы. Как поддержат Развитие российского агроэкспорта поддержат деньгами: на эти цели по проекту «Экспорт продукции АПК» дополнительно планируется выделить 406,8 млрд руб. в 2019–2024 гг., согласно Минфину. С учетом этих денег ежегодная поддержка агросектора с 2019 г. превысит 300 млрд руб., из которых минимум 13% пойдет на поддержку поставок за рубеж. Основные меры поддержки экспортеров – льготное кредитование, возмещение транспортных затрат, субсидии на развитие мелиорации земель и др., рассказывает Фастова. Кроме того, в проект включены мероприятия по обеспечению прослеживаемости животноводческой, растениеводческой продукции, рыбы, идентификации животных, создание программ контроля особо опасных заболеваний животных. Это увеличит доверие стран-импортеров к системе контроля качества российской продукции, уверяет представитель Минсельхоза. Этими мерами ограничиваться не стоит, считает партнер практики АПК компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд: государству необходимо активнее вести переговоры с другими странами, добиваться отмены пошлин на импорт российской продукции, создавать положительный образ российской продукции. Лашманкин, в свою очередь, ждет беспрепятственного доступа к качественному сырью по конкурентным ценам, поддержки инвестпроектов, направленных на увеличение экспорта, помощи в продвижении продукции, улучшения логистической инфраструктуры. Эти меры уже отражены в приказе Минсельхоза по развитию экспорта, напоминает он. Если они будут реализованы своевременно, то он считает реальным в 2024 г. удвоить экспорт кондитерских изделий до $2–2,2 млрд по сравнению с 2017 г. Программа развития экспорта обеспечит среднегодовой прирост ВВП до 2024 г. в размере 0,3%, суммарный эффект к ВВП в 2024 г. составит 7,2 трлн руб., подсчитали аналитики Deloitte. У Российского экспортного центра похожие расчеты по приросту ВВП, сказал его представитель, не вдаваясь в детали. В Минсельхозе и Минэкономразвития это не комментируют.

Итоги-2018. Сельское хозяйство получило новый толчок для роста
© Ведомости