«Обыкновенная богиня». Как Галина Уланова стала воплощением русского балета

Зрители многих стран рукоплескали ее грациозной Жизели, трогательной Джульетте и яркой Марии из «Бахчисарайского фонтана». Поклонники называли Галину Уланову богиней танца, завистники - любимой балериной Сталина. Она вошла в историю как одна из самых известных учениц Агриппины Вагановой, которая, даже уехав в Москву, продолжала называть себя ленинградкой. В день рождения примы-балерины Ленинградского академического театра оперы и балета и Государственного академического Большого театра SPB.AIF.RU вспоминает яркие страницы жизни блистательной Улановой. «Трудно было всегда» «Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии: то болит нога, то что-то не получается в танце... Сейчас думаю, как вообще жива до сих пор, не знаю!» — признавалась в одном из интервью Галина Сергеевна. Рассказывая о своем пути на балетный Олимп, она не скрывала, как это было нелегко, и что фактически эту судьбу для нее выбрали родители – артисты балета. С малых лет она слышала, что ей предстоит учиться искусству танца, видела, какими усилиями дается результат. «Я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?» — вспоминала она. Когда Галине исполнилось 9 лет, она поступила в Петроградское хореографическое училище. Ее главными педагогами стали мать и знаменитая Агриппина Ваганова. Считалось, что Агриппина Яковлевна с первого взгляда могла распознать среди своих учениц будущие таланты. Она ценила в них способность к упорной работе и неистовое желание танцевать. «Ваганова не щадила их в стремлении воспитать истинные таланты. Она не только обучала девочек технике танца, но и воспитывала в них настоящий «театральный» характер – стойкий, упорный, работящий», - вспоминали о ней современники и прославившиеся подопечные. Обладательницей настоящего «театрального» характера была и Галина Уланова. Когда в 1928 году она выпускалась вместе с другой балериной Татьяной Вечесловой, то критики писали, что «Вечеслова и Уланова стали доказательным примером разносторонней и умной деятельности своего педагога». При этом их сравнивали с другими успешными выпускницами Вагановой. Так, к примеру, отмечая индивидуальный характер дарования Улановой, критики находили в ней «много семеновского... грацию, ту же исключительную пластичность и какую-то увлекающую скромность жеста». Годы спустя Галинa Улановa рассказывала, что педагог на закате жизни вспоминала о ней: «Ваганова перед смертью вспоминала обо мне и говорила, что я – «тонкая, хрупкая, неземное создание». Я стремительно добавляла на эти слова – «которая не улыбается». Целилась в Сталина? Хрупкость и сосредоточенность, сила и уверенность, соединенная с женственностью, лишенной всякого кокетства, – эти черты ощущали зрители в героинях Улановой. Одни из своих лучших партий Уланова исполнила в Кировском театре, где руководитель балетной труппы Федор Лопухов сумел разглядеть талант в «бледненькой девочке с бесцветным лицом северянки». Позже он признавался, что часто на репетициях от нее сложно было отвезти взгляд: «Она привлекала внимание тем, что всегда танцевала, словно не замечая окружающих, как будто бы для себя самой, сосредоточенно погруженная в свой особый духовный мир». Под его руководством она исполнила легендарную Жизель, Машу из «Щелкунчика», Марию из «Бахчисарайского фонтана. А ее дуэт с Константином Сергеевым стал одним из лучших в истории русского балета. Особый стиль, настрой и какой-то внутренний диалог выделяли Уланову на фоне других исполнительниц. Однажды ее назвали непорочной, как первый снег. Поэтесса Анна Ахматова так говорила о ней: «У каждой великой балерины было какое-то выдающееся качество, какой-то дар природы: у одной – редкая красота, у другой – изумительные ноги, у третьей – царственная осанка, у четвертой – сверхъестественная неутомимость. У Улановой не было ничего этого, она была скромной и незаметной Золушкой среди них. Но как Золушка победила всех своих сестер, так и она поднялась на особую, недоступную остальным красоту». При этом во время непростого периода жизни страны, когда политика коснулась практически каждого жителя, ей удавалось быть преданной только миру искусства. В разговоре с журналистами театровед Татьяна Касаткина, знавшая Уланову много лет, признавалась, что Галина всегда держалась от власти подальше, хотя ее часто и приглашали на кремлевские приемы. Как-то во время спектакля «Эсмеральда», на котором присутствовала политическая верхушка, произошел курьезный случай. Галина Уланова исполняла партию Дианы. Выйдя на сцену с луком, она должна была целиться по ходу действия в сторону боковой ложи. Но именно там как раз и сидел Иосиф Сталин... Чтобы ее действия не были интерпретированы как покушение, пришлось на ходу импровизировать и менять мизансцену. А в другой раз после декады ленинградских театров в Москве был прием, в ходе которого к балерине подошел Сталин и спросил, почему она такая бледная и худенькая. Спустя какое-то время ей неожиданно предложили путевку в подмосковный санаторий... Отношения Улановой и Сталина интриговали. Как-то Иосиф Виссарионович пригласил всю балетную труппу на званый ужин в Кремль, а после застолья позвал в кинотеатр. Во время просмотра он сел рядом с Галиной. Много лет спустя журналисты пытались узнать подробности того вечера и спрашивали Уланову, не было ли ей страшно в тот момент. На это Галина Сергеевна ответила: «Страшно? Нет, что вы, скорее неловко, всё-таки такая величина государства. А действительно стало страшно после его смерти, когда я узнала о том, что творилось в те годы... » «Уланова – это классика», - считается, что эти слова принадлежат товарищу Сталину. «Поэт в танце» В 1944 году Галина была переведена работать в Большой театр. «В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли», - позднее говорила она. Она стала ведущей балериной Большого театра, где выступала до 1960 года. Она блестала в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Красный мак». Сохранилось множество воспоминаний современников, которых завораживала магия Улановой. «Обыкновенная богиня» - так называл ее Сергей Прокофьев, добавляя, что она «гений русского балета, его неуловимая душа». Народный артист СССР Ираклий Андроников утверждал: «Может быть, это покажется странным, но к Улановой – одной из величайших балерин за всю историю хореографического искусства – слово балерина не очень идёт. Уланова в танце – поэт». Режиссер же Сергей Эйзенштейн заявлял «Уланова — это огромно, это душа искусства, сама музыка», а актриса Фаина Раневская со свойственной метафористичностью писала ей: «Ты, Моцарт, — Бог, и сам того не знаешь». Рудольф Нуреев так высказался о балерине: «Только она, первая балерина мира, оказалась способна неуклонно идти своей дорогой, всегда непритязательная, скромно одетая, целиком поглощенная танцем и совершенно невосприимчивая ко всяким театральным интригам. Ее внутренняя сила, ее человеческие качества – вот причина того, почему она остается чистой, не развращенной бытом театра». Памятник при жизни Несмотря на то, что Уланова никогда не стремилась ни к званиям, ни к близости с властью, при жизни она получила, кажется, все возможные звания и почести. Она была самая титулованная балерина за всю историю отечественного балета. Еще при жизни ей были поставлены два памятника: один в Санкт-Петербурге, другой - в Стокгольме. В городе на Неве скульптура была установлена в парке на Елагином острове в конце 30-х годов. Тогда ее называли просто «танцовщица», хотя не было секретом, что скульптору позировала сама Галина Уланова. Галина Сергеевна ушла из жизни 21 марта 1998 года. Ей было 88 лет.

«Обыкновенная богиня». Как Галина Уланова стала воплощением русского балета
© АиФ Санкт-Петербург