Матронимы: каких детей на Руси называли по матери
Фамилии и отчества являются характерной чертой русской именной системы, которая выражает связь детей с отцом или с матерью. На Руси имя собственное было самой минимальной, стабильной и важной единицей информации, которая бережно передавалась из поколения в поколение. Стандартом в древнерусской культуре всегда были патронимы — часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. Но также в именослове Руси имеются матронимы (также матчества), которые передавались по имени рода матери и являлись в русском обществе скорее исключениями, отступлениями от признанных норм. Матронимы на Руси часто получали внебрачные дети. Незаконорожденные, которых повсеместно также называли «боровичок», «капустничек», «луговой», «подзаборник» или «половинкин сын», не имели никаких имущественных прав, поэтому ребенка обделяли землею, любовью и именем отца. В Ипатьевской летописи 1187 года записано: «Олег Настасьич, сын Ярослава Галицкого и его любовницы Анастасии». Несложно вообразить, что столпы державы и опоры власти были возведены не только в политических партиях и государствах, но и в домах, где жизненным укладом заведовала женщина. В таких случаях все знали, что это –Дмитрий сын Марфин, а это — Васко Варварин, а тот — Данило Катюшин. Марфа-посадница была одним из лидеров, которые возглавили борьбу Новгородской республики с Великим княжеством Московским во второй половине XV века. В типографской летописи ее сына именовали «сын Марфин». Поэтому, если вы обладатель женской фамилии или отчества, то возможно, что в вашем роду была сильная и волевая женщина – гегемон и лидер для поселка, а может и целой губернии. Дети получали имена матерей также и в случае законного брака, если в интересах родителей было указать на происхождение от женщины, передать наследственные права. Матчество в именовании лица также помогало избежать общественной стигмы, если фамилия по отцовской линии была обеславленна. Русские фамилии, восходящие к матронимам, немногочисленны, но существуют: Аннушкин, Варин, Катин, Ленин, Манин, Машкин, Олин, Сонин, Татьянин, а также Солженицын — «сын торговки солодом». Мужчина движущая сила человечества, а женщина — сила ее сохраняющая. Важность привнесения матронимов в историю человека можно найти и у других народов. Датский конунг XI века носил имя Свен Эстридсен, что означает «сын Эстрид», так как его мать была более знатной, чем его отец ярл Ульф, что давало больше обоснованности его притязаниям на престол. Английский король Генрих II назывался Fitz Empress, что по-старофранцузски значит «сын императрицы». Широко известны матронимы в семитских культурах. Так, у арабов еще в древние времена матронимами обладали многие поэты и другие известные люди. В еврейской Библии несколько героев также носят имена матерей. «Женские имена-отчества мне представляются более интересными, волнующими, «двуполыми». От «Иванов Петровичей» и «Владимиров Владимировичей» веет унылым духом казармы, мужской бани. А от имен «Петр Нинович» или «Андрей Любович» сразу бы повеяло женским присутствием, смягчающим нравы. Возникла бы игра близких и далеких корневых смыслов, ощутилась бы тайна зачатия каждой личности из мужского и женского. И если прав Даниил Андреев, что не только женщина должна быть мужественной, но и мужчина женственным, то вот она — эта символическая явленность женственного в мужчине: имя матери, матроним!».