В чём секрет «ВкусВилла»?
В 2010 году кто-то из знакомых рассказал мне, что в Москве есть сеть молочных магазинчиков, которая называется «Избёнка». Слышали бы вы, как я смеялся! Я даже написал язвительный пост на своей странице в соцсетях: мол, что курил человек, который дал своей компании столь неоднозначное имя. Но судьба — интересная штука. В 2011 году я с радостью пришел в ту самую «Избёнку» работать, а в 2018 году стал автором книги о сети «ВкусВилл». Компании, которая выросла из маленьких молочных киосков с забавным названием и уже успела наделать шума на российском рынке. «ВкусВилл» сегодня — это не только и не столько продуктовый супермаркет. Было бы даже забавно посвящать целую книгу магазину, где можно купить колбасу с батоном и молоком. «ВкусВилл» — это определенная философия, иное отношение к жизни и бизнесу. Именно в этом кроется главный секрет успеха компании. Да, мы каждый год растем в два раза и при этом развиваемся без кредитов. Да, мы построили компанию от клиента и ни разу об этом не пожалели. Да, мы на собственном примере убедились, что доверие миру позволяет экономить время, деньги и силы. Да, мы не штрафуем сотрудников и искренне не понимаем тех, кто это делает. И еще много таких «да», с которыми в мире бизнеса принято чаще спорить, нежели соглашаться. В этом плане «ВкусВилл» действительно хочется обсуждать, ведь многие вещи мы делали и делаем не так, как это принято. Наверное, поэтому про нас ходит ТАКОЕ количество мифов! Начиная от смешных: «Компания за всю историю существования не заключила ни одного договора с контрагентами, потому что там всё на доверии». Заканчивая теориями заговора в стиле: «Андрей Кривенко — не основатель компании! Он нужен лишь для прикрытия группы предпринимателей, которые управляют компанией, но предпочитают держаться в тени, поэтому для представительских функций используют простачка с физтех-образованием». Впрочем, книга про «ВкусВилл» вряд ли разрушит все конспирологические теории. Она создавалась для другого. Мне хотелось показать, как стратегически сложные бизнес-задачи управленческого порядка могут раскладываться на простые составные части, если во главе интересов всей компании — люди, а не сейф с деньгами. И вот бизнес-фокус: компании, которые делают жизнь своих клиентов лучше, удобнее, полноценнее, и материально чувствуют себя гораздо увереннее, чем те, кто зациклен только на зарабатывании денег. После выхода книги я каждый день получаю в соцсетях с десяток благодарностей от разных людей. И почти в каждом отзыве фигурирует очень важная для меня фраза: «Прочитал на одном дыхании». Для меня это значит, что ту легкость, гибкость и любовь к свободе, которая есть у «ВкусВилла», удалось перенести на страницы книги. Даже несмотря на то, что создавалась она отнюдь не так легко и задорно, как читается. Недавно меня спросили: «Как ты поймешь, что не зря написал эту книгу? Что будет главным критерием успеха?» Я подумал и совершенно четко понял: если эта книга вдохновит хотя бы одного жителя России стать предпринимателем и создать дело своей мечты, ориентируясь на интересы клиентов и сотрудников, тогда всё точно было не зря. Ведь успех России — не в правильном кабинете министров и даже не в президенте, который соблюдает демократию. Успех нашей с вами страны находится в руках предпринимателей, которые делают жизнь технологичнее, удобнее и, наконец, просто ярче. ВкусВилл: Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так Купить за 489₽ Фото: Shutterstock