"Для художника нужен мир". Современная иллюстрация в разговоре с Алексеем Капнинским

В Московском Союзе художников в очередной раз проходит совместная выставка книжной иллюстрации и эстампа. Она отличается от проводимых ранее более конкретной тематической целостностью и задачами, а именно – иллюстрирование литературных произведений и привлечение к нему внимания как профессионалов, так и простых книголюбов. Экспонаты созданы в технике печатной и станковой графики. Выставка весьма интересная, насыщенная, поскольку за все время книгоиздания в деле оформления книги накопился большой исторический опыт, богатый как традициями, так и авторскими новаторскими решениями сопровождения литературных текстов изображениями. Издревле основой в оформлении книг был и остается эстамп - гравюрный оттиск на бумаге с печатной формы. Фото: Московский Дом Художника Художники двух подсекций создали целостную экспозицию "Книга художника", отделение "Книга" подготовило и представило этот проект на выставку. Более сотни художников отделения "Московский эстамп" знакомят нас со своими взглядами на иллюстрацию. Среди них уже ставшие известными авторы: М. Верхоланцев, М. Лазарева, О. Богомолова, А. Суворов, М. Коновалов. Привлекают внимание и другие подающие надежды художники. Экслибрисам и эксклюзивной книге отведено в экспозиции особое место. Посетителей порадуют не только рукописные книги, но и разнообразные авторские новшества. Выставка надолго запомнится не только художникам-профессионалам, но и просто любителям и ценителям искусства иллюстрации. На открытии выставки "Ревизор.ru" поговорил об искусстве иллюстрации с художником-иллюстратором, комиксистом и преподавателем Школы дизайна НИУ ВШЭ Алексеем Капнинским. - Приходилось ли вам иллюстрировать классику? - В свое время я иллюстрировал Салтыкова-Щедрина и Веничку Ерофеева, а таких больших, вроде Льва Толстого, Гоголя, Тургенева - нет, потому что меня интересует жизнь. А что мне с мертвыми возиться, они великолепны, но это надгробные камни. Мне близко то, что сейчас. Человек сам выстраивает время, он плывет в этом времени, а когда всё время возвращаешься назад - память засасывает, и ты становишься заложником великолепных людей, великолепных авторитетов, начинаешь подстраиваться под этих людей, думаешь, почему я не такой, почему я не совершенен? Грязен горбат и не умен, и все сыплется. А зачем я тогда живу, если я буду всё время сравнивать себя с авторитетами? Конечно, какое-то время они выстраивали меня как ученика, я поднимаюсь, я становлюсь лучше, но, хватит. Время прошло. У каждого поколения свое время, всё свое. И когда я девочкам-ученицам своим в институте говорю: зачем вы берёте сюжеты выдуманные, сюжеты есть сейчас, в жизни, они существуют вокруг. Составьте мне предложение, два слова назовите - я вам продолжу сюжет, потом вы продолжите, и мы из этого сделаем прекрасную историю. Она может быть назидательной, моральной, аморальной, может быть это вообще за гранью добра и зла. Лишнего не надо - оно всё здесь. Алексей Капнинский - Ваша любимая книга? - Какой сложный вопрос.... Если я опять назову “Москва-Петушки”, которое можно перечитывать бесконечно. - А как для художника-иллюстратора? - Я сам могу написать книгу. Я вот сколько прожил, сколько видел, что я буду читать чужие буквы? Ну, я не знаю запятых, всю жизнь учился на тройки, но когда начинаешь практиковать дневниковые записки, заметочки какие-то, зарисовочки, начинаются складываться предложения, предложения складываются в абзацы и пошло и поехало, в результате начинаешь писать сам того не замечая, и оказывается, что писать на самом деле быстрее, чем рисовать. И гораздо сильнее это всё воздействует на человека - на абстрактное мышление, а образное мышление - это вторично. - С чего начинаются комиксы? - С одной простой фразы, любой. И вдруг, она развивается в историю, в фантастику. Искусство, на самом деле, это большая большая красивая ложь. Мы, художники, украшаем мир, украшаем людей, и, самое главное, сами развлекаемся. Все писатели, музыканты - нормальные шизофреники, нормальный человек - не больной - пашет землю, лечит людей, шьет обувь, печет пироги, ремонтирует лифты, а художники и писатели выдумывают черти что, потом показывают и говорят, что это искусство. Фото: Московский Дом Художника - Кто для вас иллюстратор - мастер? - Из детских иллюстраторов - Вениамин Росин, из ныне живущих - наш великолепный Игорь Олейников, из черно-белых - Аскольд Акишин, никто так не рисует, как он, и Серёжа Любаев. Это я считаю для меня хорошей опорой, не то чтобы идеалами, примерами - я такого никогда не достигну, и не буду достигать. Всё искусство на самом деле - гора трупов, потому, что всё идёт оттуда: вырастает что-то, умирает, прорастает новое, но пользуемся мы тем, что создано было ранее, иначе не было бы у нас ни перспективы линейной, ни построения плоскости белого листа, ни темных пятен - тех же китайцев берёшь, смотришь - пятно, точка, клякса, линия - и пошёл конфликт. Все наши кубисты там, супрематисты - та же китайская живопись, конфликтные отношения на плоскости. То ли движение, то ли пустота, то ли стремление, то ли конфликт - всё то же самое. Фото: Московский Дом Художника - Что нужно чтобы стать хорошим иллюстратором? - Умение рисовать. Но от умения рисовать человек получает большое удовольствие, можно так нарисовать, дурашливо, как Иорш (Алексей Иорш, художник - прим. редактора) например - двумя линиями, штрихами - клякса, клякса, огуречик - получился человечек, а какой человечек-то вышел! Это не человечек, это образ. А вроде бы ничего не нарисовано такого, все криво косо. Но оно живое. Поэтому, что значит, “уметь рисовать - уметь рисовать академически?” Ну, может, для иллюстраций Тургенева, или 17-18 век - там можно сделать здорово, в реалистичной стилистике. Но современная жизнь - она другая. Она в смартфонах, SMS-ках, в своей обуви, в своей одежде, в оригинальности, в неоригинальности. - Что нужно для творчества? Для художника нужен мир, нужна еда - голодные художники нам не нужны, они будут делать на заказ, пытаться выживать. Нужна начитанность, пусть развивает абстрактное мышление, особенно в детстве. Потому что никакие мультики, кино - это пережеванная информация, не поможет развить образное мышление, оно всё из чтения, из абстракции. Фото: Московский Дом Художника - Главное качество зрелого художника? Надо быть смелым, смелым от себя, смелым для себя и по отношению к людям, даже если эти люди тебя не понимают, говорят, мол, “фу, какую дрянь нарисовал!”. Не обязательно нравиться всем, найди свой круг друзей, чтобы с ними было хорошо, чтобы было не разрушительно. Художник - он тоже созидатель. Выставка “Слово и Образ” открыта с 16 по 26 января 2019 год в Выставочном зале МДХ (Кузнецкий мост, 11)

"Для художника нужен мир". Современная иллюстрация в разговоре с Алексеем Капнинским
© Ревизор.ru