Основатель Киевского Эрмитажа. 170 лет со дня рождения Богдана Ханенко
Сегодня за культурным продуктом украинцы ездят в Европу, а об уникальных собраниях у себя дома почти не знают. Мало, кто помнит, что еще в 20-х годах прошлого века Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко был настолько широко известен, что его называли «Киевским Эрмитажем». Сегодня многомиллионная коллекция западного и восточного искусства — крупнейшая на Украине и насчитывает 25 000 экспонатов. Кроме всемирно известных мастеров, таких как Гойя, Рубенс, Брейгель-младший, в музее хранится редчайшая коллекция византийских и древнерусских икон V-VII вв. В 2011 года указом президента Виктора Януковича музею присвоили статус национального. Часть музейных картин, только одна из которых оценивается примерно в 2,5 миллиона долларов, нашли в президентской резиденции после бегства Януковича. 23 января в музее, в честь дня рождения основателя, проходит торжественная презентация коллекционной монеты, выпущенной по случаю юбилея. Путь коллекционера Богдан Иванович Ханенко родился на Черниговщине. Окончив юридический факультет Московского Университета со степенью кандидата права, он отправился служить в Петербург, где сошелся с известными коллекционерами искусства. Часто бывал в Эрмитаже. Всерьез заниматься коллекционированием Ханенко начал в Варшаве, куда его направили для работы над судебной реформой. В начале 1870-ых молодой юрист знакомится с киевлянкой Варварой — старшей дочерью другого известного киевского мецената и коллекционера «сахарного короля» Николая Терещенко, в честь которого сегодня названа улица, на которой стоит музей. Супруги регулярно выезжали на аукционы в Вену, Рим, Берлин, Мадрид — для пополнения своей коллекции. Богдан и Варвара ХаненкоБогдан и Варвара Ханенко В 1887 году лучшие экспонаты супругов Ханенко оценивались в 134 000 рублей (что составляет примерно 1 миллиард долларов в сегодняшнем эквиваленте). В 1888 году Ханенко вышел в отставку и приступил к своей заветной мечте — созданию музея по образу Эрмитажа. По просьбе Ханенко царь Николай II выделил на строительство музея 50 000 рублей, остальную часть помогли собрать киевские меценаты и историки. Изначально музей находился недалеко от Майдана, в «Здании со львами», построенном архитектором Городецким (сейчас Национальный художественный музей Украины). Уже потом музей «переехал» в палаццо мецената. Здание в стиле венецианского палаццо в центре Киева выполнили по проекту архитектора императорского двора Мельцера. Один из плафонов музея расписал Михаил Врубель — это его первая светская работа, выполненная для частного заказчика. За долгое время коллекционирования меценат собрал около 25 000 экспонатов европейского и восточного искусства. Основатель музея умер в революционном 1917 году. В конце Первой мировой войны его хранительнице Варваре Ханенко оккупационные немецкие власти предлагали переехать в Германию и открыть свой музей там. Но она отказалась. «Она не хотела оставлять Киев и Музей, который был для нее дороже самой жизни», — писал научный работник музея советских времен Сергей Гиляров. Мировые шедевры в центре Киева Сегодня на стенах музея на улице Терещенковской висят Беллини, Рубенс и Виже-Лебрен. Ближайшее место от Киева, где их можно увидеть работы этих мастеров — галерея Уффици во Флоренции. Особая гордость коллекции — картины Диего Веласкеса («Портрет Инфанты Маргарет»), Джованни Беллини («Мадонна с младенцем»), уникальная серия гравюр «Бедствия войны» Франсиско Гойи. Выдающийся русский живописец Михаил Нестеров, побывав в гостях у Ханенко, записал: «Видел удивительную «Инфанту» Веласкеса, сделавшую бы честь и самому Эрмитажу. Рядом с ней, с великим искусством ее гениального автора, все кругом меркнет, как перед бриллиантом чистой воды — оконные стекла». Помимо икон и картин в музее хранятся фламандские гобелены XVII века, оружие, скульптуры, посуда, мебель в стиле барокко, самая большая в Восточной Европе коллекция средневекового китайского искусства. Для пополнения будущего музея ценными экспонатами Ханенко проводил археологические раскопки в Киевской губернии своими силами и за свои средства. Также увлекался коллекционированием букинистических изданий. Миф о похитителе картин В народе существует популярный миф, будто бы Янукович украл картины из музея к себе в «Межигорье» — его опровергла в свое время замдиректора Музея Ханенко Елена Живкова. Картины и правда нашли в резиденции, но только на улице Банковой — в Доме с Химерами, где проводятся торжественные праздничные приемы Президента. Среди возвращенных музею картин самой дорогой работой, украшавшей резиденцию, было полотно представителя французского рококо Николы Ланкре. Его картину «Галантная сцена» эксперты оценили почти в 20 миллионов гривен (около 50 миллионов рублей или 2,5 миллиона долларов по курсу 2014 года). В ноябре 2017 года температура в музее упала до критической отметки — 9,2 градуса, в то время как по мировым стандартам должна быть не меньше 16. После гневного поста в фейсбуке директора музея Елены Живковой, о замерзающих шедеврах сняли сюжеты ведущие украинские телеканалы. Отопление включили на следующий день. В интервью того же года хранитель фонда самого богатого музея в стране, отвечая на вопрос о приумножении коллекции, сказала: «Последние пополнения были осуществлены Министерством культуры еще в советские времена. С тех пор деньги на такие приобретения Министерство культуры не выделяет. Печально, но есть определенные источники поступлений. Они довольно печальные, я не люблю про них говорить. Это поступления с таможни, то есть это конфискат… Но пополнение коллекции, как бы мы это видели, по-человечески, этого, к сожалению, нет».