От беби-театра до интерактива на сцене: пять типов детских спектаклей
Для многих взрослых первый поход в театр связан со школьными воспоминаниями: весь класс организованно везут на классическую, не всегда понятную подросткам постановку, после чего у многих из них складывается впечатление, что театр — это скучно. Что, впрочем, неудивительно, ведь прививать любовь к этому виду искусства лучше с детства и начинать с чего-то более простого, и сегодня для этого есть масса возможностей. Для самых маленьких зрителей режиссеры и художники придумывают необычные форматы — создают теневые и световые театры, погружают кукол в воду и играют на морских инструментах. Кукольный театр В России первые детские театры стали появляться после революции. В основном это были именно кукольные театры и театры марионеток, в них ставили такие произведения, как "Маугли", "Конек-горбунок", "Принц и нищий", "Том Сойер" и другие популярные детские истории или народные сказки. Так кукольный театр, за неимением других аналогов, стал своеобразной классикой для детей. Впрочем, руководитель детской лаборатории творческих практик и лаборатории Теневого театра в "Практике" Михаил Плутахин считает, что дело еще и в детской психологии, ведь малыши часто ассоциируют себя с куклами: "У меня был опыт, когда детям предлагали коммуницировать с миром через кукол, то есть говорить от лица игрушки. И тогда они переставали стесняться, они не боялись ошибиться. Это нормально, ведь когда малыши играют, весь их внутренний мир, переживания, мысли отражаются в их игре". Поэтому театр кукол особенно интересен дошколятам, которые часто используют такой прием для общения с миром, выражения собственных чувств. В классическом кукольном театре действие разворачивается внутри ограниченного пространства, а сами кукловоды скрыты ширмой. В постановках часто используются элементы мультипликации, да и сами куклы похожи на персонажей из мультиков. В современном же мире в некоторых спектаклях актеры играют "в открытую", взаимодействуя со своими неживыми партнерами. Например, в "Театриуме на Серпуховской" две актрисы показывают свой спектакль "Крошечный океан" (4+) под водой. Прямо на сцене они разыгрывают историю о двух отважных рыбках, отправившихся на поиски сокровищ. Все действие происходит в небольших аквариумах — тонет настоящий корабль, герои посещают подводный бал, и даже играет оркестр из кастрюлек. Театр "Таратумб" показывает любопытную интерпретацию "Аленького цветочка" (5+). Все на сцене сделано в стиле традиционной русской деревянной игрушки. А история о красавице и чудовище, чистой любви и искренной доброте разворачивается на фоне фольклорных мелодий, которые исполняются на старинных инструментах. Во время интерактивных сцен на русском дворе, ярмарке и в волшебном лесу можно выйти на сцену, поучаствовав в действии и рассмотрев декорации поближе. Интерактивные постановки Все спектакли для детей так или иначе — интерактивны, в них всегда есть взаимодействие со зрителем, просто в каких-то его больше, а в каких-то меньше. Где-то вас могут попросить покричать с места, а где-то придется самому строить декорации, чтобы увидеть перформанс. Такие постановки станут находкой для тех, кому сложно усидеть на одном месте. Однако, собираясь на такое мероприятие, нужно понимать, что это не шоу с аниматорами, а именно спектакль, где есть свой сценарий и актеры с поставленными перед ними задачами. Художественный руководитель и режиссер театра "Снарк" Юрий Алесин считает, что интерактивные спектакли больше всего интересны детям до восьми-десяти лет. "В этом возрасте у них есть желание участвовать, они любят внимание. Потом дети начинают стесняться, но зато они лучше сосредотачиваются, могу высидеть постановку по полтора-два часа. После десяти лет можно уже ходить в РАМТ или "Театриум на Серпуховке", где все спектакли прекрасные". У театра богатая афиша — в репертуре труппы множество интерактивных спектаклей, для каждого создатели подбирают свое собственное пространство. Например, спектакль "Как стать художником" идет в Музее русского импрессионизма. Там в игровой форме детям рассказывают о классическом искусстве и чем оно отличается от современного. Интерактивные спектакли особенно будут интересны малышам, которые только начинают познавать окружающий мир. Существует специальный тип — "беби-театр", где самому маленькому зрителю может быть всего полтора года. Такие постановки направлены на развитие творческих способностей (детям могут предложить что-то нарисовать или помочь сделать декорации), а в основе их сюжета — сказочные, волшебные истории. Такая игровая форма всегда дарит малышам любовь к театру. В детском театре "Домик Фанни Белл" есть постановка "Я делаю мир" (рекомендованный возраст от полутора до трех лет). Перед началом спектакля все располагаются на мягких пуфиках и подушках внутри голубого шара, а на расстоянии вытянутой руки от публики начинает зарождаться Земля и появляться ее обитатели. Актеры, выстраивая мир из бумаги, рассказывают детям, что такое айсберг, юрта, кто такие эскимосы. С помощью образов и музыкальных инструментов дети запоминают новые для себя названия. А во второй части спектакля предлагается поучаствовать в игровом мастер-классе, где можно создать собственную историю с помощью техники оригами. Для тех, кто любит рисовать, подойдет спектакль "Сновидения" (рекомендуемый возраст от двух до шести лет), где детей отправляют в волшебное путешествие по стране снов. В основе постановки три истории-сна: про день рождения облака, смену времен года и морское путешествие. В одной из сцен зрителям предложат попробовать нарисовать какой-нибудь из своих снов (помогать будут настоящие художники). У артистов для этого приготовлен "специальный" волшебный набор. А финал постановки и вовсе зависит лишь от воображения самих детей. Полностью интерактивная постановка — "Снежная королева" (рекомендуемый возраст от шести до 11 лет), где публике придется изрядно потрудиться, чтобы увидеть спектакль. Историю там рассказывает уже взрослый Кай, который сделал некоторые декорации, но, например, снег — не успел. Этим придется заняться маленьким зрителям. А еще нужно будет озвучить разбойников, изображать ветер и светить фонарем. "Съедобный" интерактив предлагает театр "Практика", где идет спектакль "Семейная пекарня" (6+). Мастер-класс во французской пекарне проведет месье Жан Жюль Жак. Там в воздухе витает аромат свежеиспеченного хлеба, звучит аккордеон, а сам пекарь рассказывает поучительные истории из жизни. Со спектакля можно унести кусочек счастья — ароматную булочку с золотистой корочкой. Теневой театр и микропостановки Наверное, самый маленький театр в Москве — это театр "Тень": спектакли там могут быть рассчитаны всего на двух-трех человек. За билетами на его постановки выстраиваются целые очереди, из-за количества желающих ждать можно до года. Также у них есть "Скорая театральная помощь", которая приедет к вам куда угодно. Внутри театромобиля расположена самая настоящая ложа. Зрители могут увидеть один из спектаклей гастролей "Большого Королевского Лиликанского театра", которые идут на сцене "Тени". С этими гастролями связана волшебная история, которую придумали создатели "Тени": из страны Лиликании приехала труппа театра, которая (благодаря своим миниатюрным размерам) привезла и свой абсолютно фантастический театр, похожий на кукольный домик. Через его окна зрители и смотрят действие. В репертуаре лиликан есть как драматические постановки (например, "Эпос о Лиликане", 8+ с сопровождением взрослых), так и музыкальные. Во время спектакля "Вечер многоактных опер" (12+) за один час можно посмотреть миниатюрных "Евгения Онегина", "Кармен", "Волшебную флейту" и другие. В театре могут научить работать с тенями. Перед спектаклем "Тень в квадрате" (7+) для детей проводится специальный мастер-класс, где рассказывают, как делать теневых кукол и работать со светом, даже какой фонарик выбрать. А потом показывается несколько коротких постановок, в которых дети сами могут принять участие. По словам Плутахина, такой театр теней может научить мыслить шире, он развивает фантазию. Дети становятся более изобретательными и понимают, что в мире искусства возможно все. Музыкальные постановки Прививать детям любовь к классическим музыкальным постановкам через оперы Большого театра или концерты филармонии довольно сложно. Для подвижных и любопытных малышей сидеть два часа на одном месте может быть настоящей пыткой. Театры же предлагают варианты, которые будут привлекательны маленьким зрителям. Например, в "Студии Театр Т" очень просто, кратко, в игровой форме рассказывают сюжеты опер. Спектакль "Призрак оперы" (рекомендуемый возраст от 8 до 14 лет) родился из музыки Глюка, Моцарта, Глинки и Бизе. Авторы постановки взяли музыку из опер "Орфей и Эвридика", "Волшебная флейта", "Иван Сусанин" и "Кармен", чтобы кратко рассказать сюжеты этих произведений. Для каждой истории создатели использовали свою световую технику и специальные компьютерные технологии, создавая декорации на большом экране прямо во время спектакля. Другая постановка о классике — "Руки Рахманинова" (12+), где музыкальные эмоции выражаются через пластические чуткие движения артиста. В нем нет ни сюжета, ни декораций. Только один актер, который под музыку второго концерта Сергея Рахманинова с помощью собственных рук разыгрывает драмы: его пальцы превращаются то в кроликов, то в ящериц, иногда они показывают морской прибой и парящих чаек, а иногда — ссорящуюся влюбленную пару. В театре "Таратумб" есть игровая постановка "Как нотки петь научились" (2+). Это добрая сказка о нотках-хулиганках, которые пытаются поладить, чтобы сложиться в мелодию. Никто из маленьких зрителей не останется без внимания: каждому на ладошку сядет бабочка, каждый сможет прикоснуться к ноткам на сцене. Более того — в конце спектакля разрешается трогать все что угодно, даже расставить нотки в своем порядке (а эту мелодию потом исполняет музыкант). Маленькие посетители, как правило, начинают носиться повсюду, чтобы успеть попробовать поиграть на всех инструментах, которых там немыслимое количество: дуделки, свистелки, трещалки и так далее. Классика с моралью С 10–11 лет детей уже можно водить на серьезные постановки в драматические театры. Эксперты считают, что именно в этом возрасте дети уже могут концентрироваться на сюжете и способны "высидеть" спектакли по два часа. Им уже можно показывать педагогические спектакли, где можно извлечь урок для себя. Также можно начинать подбирать классические представления по произведениям школьной программы. На сцене Российского академического молодежного театра есть множество постановок, которые уже успела полюбить московская публика. Это и "Алые паруса", и "Приключения Тома Сойера", и "Денискины рассказы" по книгам Виктора Драгунского. Осенью 2018 года РАМТ представил премьеру — постановку по сказке Антония Погорельского "Черная Курица" (12+), которую он сочинил для своего племянника Алеши (будущего писателя и поэта Алексея Константиновича Толстого). Как говорят сами создатели, это очень педагогический спектакль, он учит детей быть честными, ответственными, послушными и трудолюбивыми. Главный герой — Алеша, он примерный ученик, живет в пансионате и любит играть в курятнике. На выходных, когда главный герой остается один, он погружается в свои фантазии, где его любимая черная курица становится министром и проводником в волшебном мире. Кадрия Садыкова