Войти в почту

Все мы энергичные люди?

Создавая свою "сатирическую повесть для театра", Шукшин, как говорят, держал в уме "Ревизора" Гоголя. Вслед за классиком "последний гений русской литературы" тоже живописал воров и зарвавшихся махинаторов, правда, уже другой исторической эпохи. Декорации нового спектакля театра Комедии, на первый взгляд, аналогичны сценографии БДТ: квартира Кузькиных, над которой возвышается фасад дома с многочисленными окнами. Но если в спектакле Товстоногова и интерьер, и "вид из окна" были облагорожены поэтичной и изящной, склонной к сложным обобщениям, фантазией Эдуарда Кочергина, то в спектакле акимовцев сценография беспощадно натуралистична и узнаваема. Это добротно воссозданная типичная трехкомнатная квартира 70-х – 80-х годов прошлого века (впрочем, и сейчас таких квартир полно в видавших виды спальных районах). Тонкие перегородки и низкие потолки, но зато три комнаты на двоих – роскошь для советского времени! Холодильник ЗИЛ, люстра из чехословацкого хрусталя, грубовато сработанная полированная стенка, три огромных свернутых ковра и плюс ещё один, украшающий стену гостиной. Подлинные чугунные батареи и окна. В прихожей – пресловутые украденные покрышки для "Волги", ставшие поводом для интриги спектакля, в дальнем закутке на левой авансцене – нагромождение деревянных ящиков из-под коньяка. А над этим подробно воссозданным жилищем спекулянта – проекция огромного, обшарпанного временем, некрасивого дома-корабля – хрущевки или брежневки - с людьми-тенями, спорадически мелькающими в огромных затенённых окнах. Вера Сергеевна – Ирина Мазуркевич, Аристарх – Н.Смирнов Фото: Валерия Гордта Сценография Ирины Долговой "говорящая": "энергичные люди" в спектакле Театра им. Акимова - это наши современники, соседи и знакомые, возможно и мы сами. Недаром публика, присутствующая на спектакле, настроена к героям доброжелательно, несмотря на то, что они - нарушители закона и под конец к ним в квартиру врываются милиционеры, чем-то напоминающие героев легендарного советского сериала "Следствие ведут знатоки". "Энергичные люди" - завмаги и завсклады - неплохо жили во времена Шукшина, но в наше время они живут еще лучше, ведь масштабы их "импровизаций" стали намного крупнее. Напротив, из маргиналов и аутсайдеров (все-таки в советское время работники торговли предпочитали держаться в тени и в любой момент могли получить по шее) они превращаются в некий архетип "хозяев жизни", что и отобразил новый спектакль. Простой человек – Николай Колосов, . Вера Сергеевна – Ирина Мазуркевич. Фото: Валерия Гордта Итак, в большой комнате квартиры в пьяном угаре шумно веселится компания мужчин среднего возраста во главе с хозяином Аристархом Кузькиным. В крошечной спальне застыла в позе оскорбленного достоинства Вера Сергеевна. И, может быть, всё было бы не так уж плохо (худой мир лучше доброй ссоры), если бы веселящиеся мужчины не вторглись бы на пространство Кузькиной - вплотную к ее кровати и телевизору. В порыве раздражения героиня оглашает компании свои планы – подать на мужа и его коллег заявление в прокуратуру за воровство и спекуляцию. Компания трезвеет и рассыпается, а на другой день все шестеро по очереди наносят визиты Вере Сергеевне, увещевая её не совершать опрометчивого поступка. Это ведь и вправду странно – как может жена доносить на своего мужа! Вскоре оказывается, что истинная причина, побуждающая героиню восстать против супруга и его друзей – ревность. Накануне в его кармане она нашла любовную записку от другой женщины и теперь полна праведного гнева, усмирить который мужчинам чрезвычайно сложно. Не помогают философские рассуждения о полезности "энергичных людей" (читай, воров), которыми пытается её обуздать супруг. Не действуют уговоры о житейской нецелесообразности такого поступка из уст "крёстного отца" энергичных Брюхатого. Не соблазняет Веру Сергеевну предложение бывшего боксера Курносого отомстить мужу, изменив ему вместе с ним или с его другом - артистом. Не пугают её угрозы со стороны Лысого, оперирующего статьями Уголовного Кодекса. Даже попытка самого симпатичного в исполнении акимовцев Простого человека поговорить с героиней по душам терпит фиаско. Положение спасает лишь хитрость, придуманная казаком Чернявым, пригласить автора записки… Чернявый – Валерий Никитенко. Вера Сергеевна – Ирина Мазуркевич. Фото: Валерия Гордта Спектакль интересен не столько многочисленными реминисценциями реалий советской эпохи, сколько галереей замечательных актёрских работ. Распределение ролей, являющееся, как известно, фундаментом успешности, проведено на "отлично": разные по возрасту и внешнему облику артисты достоверны и убедительны в передаче двойственности своих персонажей. Изображаемые ими герои одновременно и "свои парни", и отвратительные негодяи. Одновременно и смешная, и отталкивающая сцена, когда, вооружившись топорами и ножами, они дружной толпой идут по-настоящему убивать Веру Сергеевну, и только прыть дочери бывшего героя гражданской войны помогает ей избежать неминуемой смерти. Сонька - Елизавета Александрова, Вера Сергеевна – Ирина Мазуркевич. Фото: Валерия Гордта Аристарх Кузькин в исполнении Николая Смирнова, в соответствии с текстом Шукшина, породистый, но измельчавший мужчина. Ему присущи красивые жесты, но, по большому счету, он инфантилен и смешон. Неимоверно располневший от "хорошей жизни" Брюхатый Владимира Миронова жутковат, так же, как и напоминающий бандита безжалостный Лысый Михаила Сливникова. Играя Курносого, Виталий Кузьмин мастерски передает истеричность и надломленность своего героя, чем-то напоминающего Косого из фильма "Джентльмены удачи". Чернявый в чёрном парике в исполнении Валерия Никитенко, смотрится зловеще и инфернально; артист подчеркивает сходство своего героя с Брежневым, в какой-то момент блестяще пародируя манеру того говорить. Шалава Сонька в исполнении Елизаветы Александровой по-своему артистична и вульгарно элегантна. Наиболее симпатичен из этой компании деревенский Простой человек – знаковый образ для эпохи массового переселения из сел в большие города. Недаром, в этой компании он не очень-то свой. Николай Колосов играет своего героя обаятельным и добродушным рубахой-парнем, романтиком, мечтающим колесить по необъятной стране. Но и его покорежили принципы жизни общества "энергичных" - больше всего на свете Простой любит коньячок, он бросил жен и детей, оставив их без всякой надежды на отцовскую поддержку. Фото: Валерия Гордта Как и великолепная Зинаида Шарко в спектакле БДТ, Ирина Мазуркевич использует острые, подчас гротесковые краски, но всё же в большей степени сочувствует героине. Её Вера Сергеевна не только внешне, но и внутренне – узнаваемая типичная пролетарская гранд-дама "эпохи застоя" Про таких говорят " из грязи – в князи". Хотя ей доступны и тонкие, сложные чувства: уязвленная женская гордость, тоска по утраченной любви, недовольство обыденностью семейной жизни, обида за оскорбленное достоинство. Ее пытливый, острый ум, сильный характер, хитрость и предприимчивость позволяют легко и, в общем-то, без усилий справится с каждым, посылаемым к ней парламентером и всей компанией в целом, но, на самом деле, Вера Сергеевна идеально вписывается в общество "энергичных". И ещё неизвестно, удастся ли доблестным милиционерам, появившимся под занавес спектакля, омрачить беспечное торжество этой непотопляемой компании.

Все мы энергичные люди?
© Ревизор.ru