Доступный музей: легко ли сделать культуру инклюзивной
Современные музеи предлагают посетителям не только привычные экскурсии, но и различные формы творческого досуга, которые помогают и получать знания, и находить единомышленников. Причем не только взрослым, но и детям, в том числе с теми или иными особенностями развития. О программе "Инклюзивный музей" и о том, легко ли современным музеям стать инклюзивными, корреспонденту "Социального навигатора" рассказали Динара Халикова, директор по проектам Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России), и Наталья Черкасова, директор инклюзивного проекта "Колесо обозрения". Я поведу тебя в музей По словам Динары Халиковой, директора по проектам ИКОМ России, целью программы "Инклюзивный музей", включающей в себя всероссийскую акцию "Музей для всех!", является не только вовлечение людей с инвалидностью в культурную жизнь, но и формирование в обществе доброжелательного и толерантного отношения к людям с любыми особенностями, возможностями и потребностями. "Человек не должен быть исключен из общественной и культурной жизни из-за проблем со здоровьем, врожденных или приобретенных, поэтому наша задача – сформировать условия для гармоничного развития личности с самого рождения, изменить отношение общества к инвалидности. Мы хотим показать, что у нас всех, какими бы мы ни были, есть общие интересы, мы все можем взаимодействовать в одном пространстве. В музеях, где сегодня созданы все условия для того чтобы делиться впечатлениями, общаться и творить вместе, это взаимодействие происходит естественным образом, как показывает наш опыт", – рассказывает Динара Халикова. С этим согласна и Наталья Черкасова, директор инклюзивного проекта "Колесо обозрения", существующего уже пять лет. Мы хотим, чтобы искусство в музеях было доступно детям и взрослым вне зависимости от их жизненных обстоятельств. Мы воспринимаем музеи как досуговую форму общения, форму проведения семейного досуга по интересам. То есть если семьи, в которых нет детей с инвалидностью, могут позволить себе пойти в музей так часто, когда они хотят, все остальные тоже должны иметь такую возможность", – говорит она. Наталья Черкасова объясняет, что доступность культуры – понятие комплексное, предполагающее доступность не только физическую, например, строительство пандусов или подъемников, но и доступность программ, услуг и мероприятий, компетентность сотрудников музеев. "Мы очень часто на профессиональных мероприятиях, общаясь с коллегами, слышали от них, что необходимо научиться формировать доступную среду. Когда начали анализировать сложности, с которыми сталкиваются сотрудники музеев, стало ясно, что основная проблема работы над доступностью музеев не техническая, проблема заключается в отсутствии или нехватке компетенции, знаний и опыта общения с людьми с инвалидностью", – поддерживает Динара Халикова. Понимание того, что для создания инклюзивной среды музеи нуждаются в системной и методической поддержке специалистов, которые смогут поделиться опытом и научить взаимодействию с людьми с инвалидностью, и привело к появлению проекта "Инклюзивный музей". "Можно сказать, что ИКОМ как профессиональная музейная организация и "Колесо обозрения", работающие с семьями, в которых есть дети с инвалидностью, объединились для участия в музейных программах в проекте "Инклюзивный музей", – говорит Динара Халикова. Учиться никогда не поздно По словам Натальи Черкасовой, одним из основополагающих аспектов при разработке инклюзивных программ для посетителей музеев является обучение сотрудников взаимодействию с людьми с инвалидностью. "Все сотрудники, начиная с кассира, гардеробщицы и охранника на входе до директора музея, должны знать, как взаимодействовать с людьми с инвалидностью. Сотрудники музея – это его лицо, поэтому для нас было важно помочь музеям получить рекомендации, которые позволят обучить сотрудников, которые непосредственно реализуют инклюзивные программы", – делится Наталья Черкасова. Она объясняет, что сотрудники музеев, которым не приходилось сталкиваться с посетителями с инвалидностью, зачастую не понимают, как себя с ними вести, а иногда и попросту боятся начинать. "Были ситуации, когда сотрудники музеев говорили: "Да, мы очень хотим с вами работать, приводите своего педагога, психолога, мы ему все расскажем, покажем, как вести экскурсию, и он будет их проводить", – говорит Наталья Черкасова. Однако, считает она, важно не привести в музей специально обученного сотрудника со стороны, который будет работать с особенными посетителями, важно, чтобы все сотрудники могли работать с людьми с инвалидностью: адаптировать уже существующие программы или создавать новые, в том числе программы, в которых смогут принимать участие вместе и обычные посетители, и люди с инвалидностью. Основная концепция обучения, по словам Черкасовой, заключается в том, чтобы объяснить сотрудникам музеев базовые основы этикета взаимодействия с особенными посетителями, помогающие избежать ситуаций, в которых тем будет некомфортно. "Это очень последовательная работа, каждый этап – логическое продолжение предыдущего: сначала базовые рекомендации, потом более глубокие, вебинары, семинары, консультации. Сейчас мы уделяем очень большое внимание проведению региональных тренингов. Мы приезжаем в регионы, проводим тренинги, с музейными сотрудниками моделируем занятия для детей с инвалидностью. И по результатам обучения приглашаем семьи с детьми и с ними отрабатываем программу", – рассказывает Динара Халикова. По ее словам, такая программа позволяет сотрудникам музеев познакомиться с семьями, с которыми они дальше будут работать. В музее не страшно Однако разработать инклюзивные программы и обучить сотрудников музеев взаимодействию с особенными посетителями, маленькими и взрослыми – это только половина дела. Необходимо также убедить этих посетителей и их родных откликнуться на приглашение прийти на выставку, мастер-класс, спектакль или лекцию. "Мы информируем нашу аудиторию об инклюзивных программах по разным каналам: рассылаем приглашения через различные профильные организации, в том числе в регионах, приглашаем группы посетить музеи, обращаемся в органы государственной власти в сфере культуры и социальной защиты, чтобы они делали рассылку подведомственным учреждениям", – рассказывает Динара Халикова и добавляет, что разослать приглашения или дать объявление на сайте музея недостаточно. Важно рассказать людям, для которых создаются инклюзивные программы и проекты, их родным, не просто о том, что в каких-то музеях есть интересные выставки или проводятся какие-то мероприятия, важно объяснить, что там не только интересно, но и безопасно. А самое главное: музеи доступны не раз в году, когда проходит акция "Музей для всех!", в музеи можно и нужно ходить хоть каждый день, общаться, участвовать в программах, которые они предлагают. Четыре года назад, когда "Колесо обозрения" только начинало работать, казалось, самым сложным будет выстроить работу с музеями, а оказалось, что гораздо сложнее привлечь аудиторию в музеи", – соглашается Наталья Черкасова и добавляет, что путь к аудитории выстраивается при прямом взаимодействии с аудиторией. Она рассказывает, что, начав принимать участие в инклюзивных программах, люди понимают, что это действительно интересно и безопасно, многие семьи начинают самостоятельно ходить в музеи, на инклюзивные занятия. "Одна из мам как-то сказала нам: "Знаете, мы приходим к вам, потому что с вами безопасно. Мы уверены, что не будет никаких неожиданностей, наша семья будет чувствовать себя комфортно". Сейчас в нашем проекте таких семей уже более 500 человек. 70% – семьи, в которых есть дети с особенностями ментального развития, которым сложно себя чувствовать комфортно в общественных местах", – говорит Черкасова. По ее словам, немаловажную роль в распространении информации об инклюзивных программах играет и сарафанное радио. После каждого нового занятия, которое проводило "Колесо обозрения", на сайте регистрировались новые посетители. "Родители побывали на занятиях, увидели эмоции детей, увидели, насколько им интересны интерактивные программы, новые технологии, которые сейчас используются в экспозициях, стали друг другу рассказывать. Были такие волнообразные истории с регистрацией через наш сайт онлайн: в день к нам приходило до 30 человек, и мы понимали, что кто-то кому-то о нас рассказал, написал в соцсетях", – вспоминает Черкасова. Динара Халикова в свою очередь добавляет, что привлекать в музеи семьи, где есть дети с инвалидностью, чрезвычайно важно, поскольку это не только дает возможность гармонично развиваться детям, но и позволяет их родителям, которые предпочитают не выходить из привычной зоны комфорта, опасаясь столкнуться с неприятием со стороны общества, преодолевать негативные установки, находить новые знакомства и интересы. "Во время наших акций мы видели, что к мероприятиям, подготовленным для каких-то групп людей с особенностями развития, охотно присоединялись обычные посетители, которые просто пришли в музей", – говорит она. С каждым годом нас все больше По словам Натальи Черкасовой, пять лет назад, когда "Колесо обозрения" только начинало работу, инклюзивные программы систематически проводились лишь в нескольких музеях – Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственном Дарвиновском музее, музее современного искусства "Гараж", в Русском музее в Санкт-Петербурге и в некоторых других. "Сейчас практически во всех крупных музеях Москвы есть если не отдел, который занимается инклюзией, то хотя бы сотрудник, который отвечает за инклюзивное направление", – рассказывает она. По словам Динары Халиковой, по проекту "Инклюзивный музей" не только разрабатываются инклюзивные программы для музеев, но и проводится грантовый конкурс, перед которым стоит задача выявить успешные музейные программы, способствующие социализации, реабилитации, творческому самовыражению, а также профориентации детей с особенностями ментального развития. Одним из обязательных условий конкурса является участие в акции "Музей для всех!". Грантовая программа у нас существует уже второй год. В 2018 году в ней участвовали 57 проектов (13 заявок в номинации "Инклюзивное развитие" и 44 заявки в номинации "Инклюзивный старт") из 34 регионов России, которые представили на конкурс музейные программы для детей с особенностями ментального развития", – говорит Халикова. По ее словам, в 2019 году проект "Инклюзивный музей" планирует не только продолжать работу с людьми с особенностями, но и развивать новое направление работы – с глухими и слабослышащими посетителями, создавать новые обучающие ролики, разрабатывать рекомендации, проводить тренинги. В 2017 году в акции "Музей для всех!" приняло участие 250 музеев из 65 регионов России. В 2018 году – более 350 музеев из 74 регионов. Активно поддержали акцию музеи Москвы: на этот раз в ней приняло участие более 50 площадок. Большое количество адаптированных музейных программ подготовили и провели в Поволжье, Центральной России, Сибири, на Дальнем Востоке. Музеи предлагали посетителям интерактивные экскурсии, мастер-классы, презентации, спектакли, поэтическо-джазовые перформансы, танцевальные программы, а в некоторых музеях также и чаепития, во время которых участники могли поделиться полученными впечатлениями.