Место, где зарождается любовь: интервью с директором Городской библиотеки технологий
Библиотека – это не пережиток прошлого и не кладбище бумажных книг. Это современный дом дружбы детей и книг, в котором заводят лишь серьезные отношения. Специально для «Летидора» книжный обозреватель, автор блога @bookafisha, мама пятерых детей Анна Федулова пообщалась с Михаилом Ильиным – экс-директором Центральной детской библиотеки №14 и Первой Научно-Научно-Популярной библиотеки, действующим директором Городской библиотеки технологий. Михаил Ильин В моем детстве (а это середина 90-х годов) библиотеки были местом не модным. Читать книги тоже было чем-то постыдным. Как выжили не понятно! Сейчас на дворе 2019 год. Как вам видится ситуация, Михаил? Насколько сильно выросла значимость чтения и посещение детских библиотек? Культура детского чтения постепенно возрождается, но, к сожалению, часто она находится вне библиотек. Это связано с ограниченными ресурсами на закупку новых книг и долгой схемой постановки книг на баланс, если вы их покупаете или берете в дар отдельно от государственного финансирования. Ходить в библиотеки, безусловно, стали больше, что естественно радует. Но сам процесс книгонаполнения и привлечения читателей требует дальнейшего совершенствования. Да, и все же пробел за те годы стал очень значимым. Современные родители в большинстве своем не знают и не понимают, что именно читать детям. Огромное количество книг зачастую пугает их. А как обстоит дело с библиотекарями? Ведь эта профессия тоже почти погибла. Кто сейчас работает с детьми и книгами? Сегодня в библиотеках работают разные люди и старой, и новой формации. Но профессия библиотекарь все же погибла, даже несмотря на то, что технически обучение по этой профессии продолжается. Ничему современному в институтах не обучают, а сама программа морально устарела. Лучший современный библиотекарь — это не библиотекарь, а обыкновенный человек, который любит книги. Он может быть маркетологом, специалистом в психологии или медиком. Из четырнадцати штатных единиц Центральной детской и Первой научно-популярной библиотек лишь трое человек имеют специализированное образование. И это не помешало Центральной детской занять 5-е место в рейтинге самых узнаваемых библиотек в Москве. Какова современная роль библиотекаря? Изменилась ли она за последние годы? Знаю не понаслышке, что сегодня библиотеки – это не просто хранилище книг. Это дом дружбы. Дружбы детей и книг. Базовая современная роль библиотекаря не изменилась — это работа с текстом. Поменялись форматы. Современный библиотекарь должен уметь формировать лекции и другие активности связывая их с книгой. Знакомство с книгой через предмет, активности, тактильность и визуальное взаимодействие помогают доносить информацию на современном языке. В библиотеках (я говорю за свои) царит атмосфера дружбы, все сотрудники крайне дружелюбны и к родителям и детям. Секрет этого — крепкий коллектив, связанный одной целью. А бывает ли такое, что родители, а быть может и сами дети, приходят с заранее подготовленным списком книг? Да, но часто эти списки формирует школьный учитель. Такие списки не меняются тысячелетиями, первые выпустили во времена динозавров, редко кто добавляет что-то новое в него из учителей. Скорее всего, боятся, что Тираннозавр узнает и накажет их (Смеется.). Я в своем блоге тоже часто даю своим читателям рекомендации, основанные на личном опыте. Чаще всего я делаю акцент на тех книгах, которые больше всего понравились моим собственным детям. Как вы относитесь к подобным обзорам? Для библиотек книжные блогеры это помощники или враги? Любой источник информации, связанный с рейтингом на книги, крайне полезен. Особенно обзоры блогеров, они позволяют нам отслеживать интерес и тренды в реальном времени. А были ли случаи, когда в библиотеку приходили со списком книг, рекомендованных блогером? Если да, то как обычно поступают сотрудники? Ведь не всегда мнения совпадают. Возможно, приходили с таким списком, но сохранили источник информации в тайне. Сотрудники не навязывают книги, они, конечно же, могут посоветовать другую или помочь дополнить список. Соцсети сегодня заменили большую часть медиа. Есть ли у городских библиотек свои аккаунты? Какая информация в них отображается? Практически все библиотеки сейчас работают в социальных сетях. В своих профилях мы старались и стараемся выкладывать обзоры на книги, записи лекций, анонсировать мероприятия и просто общаться с читателями. Я ежедневно общаюсь с очень живой аудиторией, и меня часто спрашивают, как правильнее всего помочь детям сдружиться с книгами. Понимаю, что ответ на этот вопрос требует отдельной публикации, поэтому сведу его к минимуму. Какую именно помощь для решения данной проблемы могут предложить библиотеки? Библиотека может связать книги с визуальным рядом. Например, провести лекцию с костями динозавров и затем предложить книги по этой теме. Либо сделать выставку камней и рядом расставить книги про камни. Крайне важно давать визуальную картинку и тактильные ощущения сейчас, кроме текста. Дети мыслят тактильно. Контакт могут помочь наладить, но универсального решения как это сделать – нет. Но есть и такие родители, которые брезгуют брать чужие книги. Как часто в библиотеках обновляются издания? В порядочных библиотеках книги перед возвратом на полку протирают и просматривают дефекты. Когда книга теряет товарный вид, ее передают в списанные книги и взамен покупают новую. Верите ли вы в то, что чтение никогда не выйдет из моды и что библиотека – это именно то место, где у ребенка может зародиться настоящее и искреннее чувство любви к книгам? Если библиотека не будет отставать от потребностей читателей, тогда она сможет оставаться местом зарождения интереса к книге у ребенка. Это комплексно и очень сложно, но крайне необходимо. Чтение всегда будет актуально, сегодня мы читаем книги, электронные книги, сайты и социальные сети и слушаем аудиокниги и подкасты. Возможно, что завтра нам будут транслировать книги напрямую в мозг. Так или иначе, мы все равно будем искать информацию. Способы и методы лишь поменяются, а потребность никуда не исчезнет. Фото: Shutterstock.com; архив Михаила Ильина