5 ситуаций, когда фасилитация не помогает

Фасилитация, как и любой другой стиль управления командой, имеет свои плюсы и минусы. Его лучше использовать как дополнительный инструмент. Например, он становится настоящей палочкой-выручалочкой во время проведения совещаний, стратегических сессий, мозговых штурмов, но оказывается неэффективен, где четко определены повестка и тайминг. Давайте поговорим подробнее, в каких случаях фасилитация не помогает. Как уже было сказано, фасилитация не имеет четких границ. В этом смысле фасилитацию можно сравнить с творчеством. Ее основная цель – побудить участников к генерации новых идей, мыслей, предложений. Все члены команды должны чувствовать себя естественно и непринужденно. Во время действия есть возможность использовать различные инструменты и методики, в зависимости от особенностей группы. Например, это могут быть кубики Lego, зарисовки. Как говорила, Мария Монтессори, «свобода – это не вседозволенность». Фасилитация не поможет, когда не установлены рамки обсуждения и не обозначены ожидания заказчика и результат, который должен появиться в ходе обсуждения. В противном случае, фасилитация превратится в интересное общение, но не более того. Поэтому нужно заранее выставлять фокус работы не на процесс, а на результат. Еще одно важно условие фасилитации – это готовность группы. Без нее не будет результата. Что я подразумеваю под готовностью группы? Мы уже обсуждали, что во время обсуждения в фокусе внимания должен быть результат. Но важно, чтобы за результатом стала личная ответственность участников. За словами должны следовать дела. Кроме того, фасилитация подразумевает равенство и уважение друг к другу всех участников группы вне зависимости от должности в компании. Каждое мнение должно быть рассмотрено, каждая идея должна быть принята во внимание. Не стоит включать в группу участников, которые априори не готовы высказаться, не мотивированы и не заинтересованы в итогах обсуждения. Основная цель фасилитации – это изменения, переход в новое состояние, движение в сторону других решений, новых идей. Чтобы претворить в жизнь все полученные во время фасилитации идеи, важна готовность руководства компании к переменам. Многие руководители часто даже не осознают, что на самом деле не готовы меняться, не готовы начать жить новой жизнью. Действительно, перемены предполагают некие усилия над собой, новые привычки и новый стиль управления. Часто к этому вынуждают руководителей и команду только чрезвычайно негативные обстоятельства. Если нет внутренней готовности и стимула к переменам, то фасилитация станет бесполезным мероприятием. В педагогике значимую роль играет контроль знаний пройденного материала вне зависимости от методики, которая используется. Аналогичное правило работает в фасилитации. В процессе обсуждения формируется некий план действий или новые идеи, которые должны быть претворены в жизнь. Далее вступает в свои права менеджмент. На этапе реализации важны поддержка и контроль фасилитатора или руководителя команды. Важно контролировать не только сам запуск плана в работу, но и каждый этап. Только в этом случае получится постоянно удерживать фокус внимания на результате, а фасилитация действительно окажется эффективным и полезным способом реализовать новые идеи. Фасилитация значительным образом отличается от модерации. Здесь нет директивного стиля управления процессом, нет внимания к личности фасилитатора. Напротив, он должен занять крайне нейтральную позицию в команде. Как только фасилитатор начинает активно вмешиваться в процесс обсуждения со своим мнение, дискуссия теряет свой смысл. Участие фасилитатора возможно через правильно поставленные вопросы, через диалог. Часто участники сами заранее знают ответы и решение проблемы, главное – правильно стимулировать процесс генерации идей. Важно понять, фасилитация – это всегда совместная работа единомышленников, которые уважают друг друга, искренни, открыты к диалогу, новым идеям и переменам. Хороший фасилитатор всегда сможет создать подобную атмосферу в команде. Фасилитатор должен, как и другие участники, брать ответственность на себя, поддерживать участников, уметь работать с различными группами, иметь в арсенале различные инструменты и методики, а также мотивировать людей на саморазвитие, движение вперед и изменения. Как говорил Роберт Де Ниро: «Успех – это всегда правильный выбор». Успех фасилитации заключается в правильном выборе команды и фасилитатора. Фото Pixabay

5 ситуаций, когда фасилитация не помогает
© HR-tv.ru