Владивосток. Феликс Машков, сооснователь проектно-производственной компании Concrete Jungle («Бетонные джунгли»).Команда из 45 проектировщиков, строителей, художников и дизайнеров началась с двух друзей, которые в студенческие годы мечтали покорить мир уличным искусством. В 2007 году Феликс Машков и Вадим Герасименко начинали профессиональный путь с граффити-рисунков.После университета молодые люди столкнулись с проблемой недопонимания между проектировщиками и производителями и тем, как это сказывается на конечном результате. Тогда Феликс и Вадим открыли свою мастерскую по изготовлению мебели.Со временем коллектив стал расти, а рисунки на стенах и шлифованные доски сменились работой над городскими парками, скверами и общественными площадками.Каждый проект, реализованный командой, получает особый тезис с определённым смыслом. К примеру, бывшая швейная фабрика «Заря», реконструкцией которой занималась компания, получила тезис «Девять жизней». Задачей проекта было создать на месте бывшего производственного здания единое общественное пространство с кафе, мастерскими, офисами и магазинами, ориентированными на дизайн и ремесло. Команда решила не лишать объект индустриального духа фабрики. В качестве инструментов здесь использовались ржавый металл, открытые конструкции, натуральная древесина, бетон и озеленение. Связь с историей фабрики подчёркнута благодаря арт-объекту в виде швейной машинки, встречающей посетителей на входе здания. Открытый лекторий, лавочки, клумбы и площадки для прогулок заполнили территорию вокруг фабрики, а внутри зданий команда реализовала ряд общественных пространств, среди которых Центр современного искусства «Заря».«Прежде чем искать в городе новую землю под развитие, стоит посмотреть на неиспользованные объекты, чтобы менять здания в соответствии с потребностями жителей», — отмечает Феликс.Проект «Цветы жизни», связанный с частной педиатрией, получил тезис «Большой потенциал малых пространств». Ещё на этапе проектирования команда решила, что для благоустройства этой территории необходимо не просто создать эстетичный фасад, а полностью перепланировать прилегающий участок улицы. Как говорят архитекторы, до строительства на площадке не было ни одного места для человека: только клумба, парковка и лестница, выходящая прямо на дорогу. На небольшой территории в 170 м2 появились навес с ветрозащитой, тротуар с пандусами для колясок, лифт для людей с ограниченной мобильностью, клумбы с озеленением и места для сидения. У входа есть даже парковка для детских колясок. Хватило места и для небольшого арт-объекта в виде геометки с адресом здания. Общественное пространство в парке им. Ю. Гагарина в Южно-Сахалинске носит тезис «Софт и хард». В основе концепции всего проекта — тематика космоса и гравитации. К примеру, центральный объект пространства — бетонный навес над сценической площадкой — подчёркивает сопротивление конструкции силе гравитации. Информационные щиты, расположенные на входах в парк, рассказывают посетителям о силе всемирного тяготения и теориях относительности. Зелёные зоны сформированы по принципу построения изолиний в физическом поле. Каждый объект на территории парка спроектирован таким образом, чтобы посетители имели пространство и для отдыха, и для просвещения.Молодые люди реализовали более 100 творческих проектов в разных городах Дальнего Востока. «Интересно смотреть на работу с городским пространством в разрезе изначальной его порчи, — замечает Феликс, — ведь граффити — это то, что обычно конфликтует с обществом. Сегодня мы решили вернуть ему свой долг».Сейчас компания реализует ряд проектов, среди которых создание городского наземного метро во Владивостоке. Хабаровск. Александр Крылов, главный архитектор проектов в Дальневосточной архитектурной компании.Александр в 2010 году стал частью творческого коллектива, который занимался строительством арены «Ерофей», самого крупного и вместительного крытого стадиона для хоккея с мячом в мире. В этом здании проводились всероссийские и международные соревнования, в числе которых чемпионат мира по хоккею с мячом в 2015 и 2018 годах. Здесь Александр реализовал себя в качестве дизайнера интерьеров.За 11 лет работы он успел стать автором и соавтором около 30 крупных архитектурных проектов, по которым в крае построены целые микрорайоны и жилые комплексы. К примеру, ЖК «Ю-сити», включающий 17 жилых домов, и ЖК «Петроглиф парк» со зданиями от 9 до 25 этажей. Без профессионального архитектурного внимания не остались даже фасады компании, в которой работает Александр. Благодаря лаконичной форме строения и использованию hpl-панелей, имитирующих натуральное дерево, архитектору удалось гармонично вписать внешний вид офисного здания в общую атмосферу парка, где располагается компания.С негативными архитектурными тенденциями в городе, которые по-настоящему беспокоят Александра, он старается бороться своими руками. Например, он участвовал в проекте «Бюро на берегу» в 2015 году, когда после наводнения в Хабаровске началась реконструкция городской набережной. Тогда группа из пяти человек, включая самого Александра, самостоятельно обустроила парковую зону. Пустое и непопулярное в зимний период пространство оживили самым большим катком в городе, склоном для сноубордов и тюбингов, а также тёплым фудкортом с панорамными окнами на реку. Сам Александр спроектировал для посетителей катка первое в Хабаровске парк-кафе из контейнеров. Как отмечает архитектор, этот проект — хороший пример сотрудничества бизнеса, управления и людей, заинтересованных в улучшении города. В результате переговоров и поиска совместных решений команде удалось создать пространство благоустроенное, комфортное, а главное — открытое. Александр и дальше планирует влиять на развитие городской среды, реализуя важные для города проекты. Например, в ближайшее время начнётся строительство первой в Хабаровске специализированной площадки для выгула и дрессировки собак. Представив этот проект на всероссийском конкурсе, Александр выиграл грант в 1,5 млн рублей.Менять внешний вид города архитектор планирует за счёт изготовления отделочных материалов и деталей городского благоустройства. Начать Александр хочет с налаживания производства объёмных фасадных 3D-панелей и вибропрессованной брусчатки, что добавит долговечности и эстетичности городским объектам, а также с создания комфортных игровых комплексов для детей. Якутск. Кыдана Игнатьева, художница, дизайнер, основательница ежегодных проектов по стрит-арту.Рисовать Кыдана начала с раннего детства. Окончив школу с художественным уклоном, она поступила учиться на дизайнера среды. «Я научилась видеть пространство вокруг: выделять минусы и плюсы, — говорит художница. — Когда смотрю на окружающее, я всегда подмечаю, как можно улучшить его внешний вид».Сначала художница делала зарисовки якутских зданий и площадок, которые хотела бы изменить. Кыдана нарисовала привычные пространства, только с собственными обновлениями, и разместила рисунки в своём блоге. Пост «Якутск моими глазами» собрал десятки отзывов и комментариев. Первый общегородской проект Кыданы был реализован в рамках подготовки к международным спортивным играм «Дети Азии». Художница оформила фасады девятиэтажных домов на центральной улице города, использовав народные якутские мотивы. На первом мурале изображено якутское божество природы, мать Аан Алахчын Хотун. Через образ лисы, спящей на плечах у девушки, художница показывает связь и родство между духом и животными. На соседнем здании расположен мурал с изображением Якутска глазами самой Кыданы, яркого и красочного.После этого уличное искусство в Якутске перешло в статус модного увлечения. Стали появляться новые стрит-арт-объекты. Местная администрация начала приглашать известных уличных художников для украшения фасадов зданий. Таким образом, Кыдана запустила в городе новый тренд и до сих пор активно участвует в развитии городского искусства.«У нас очень богатая культура, литература, фольклор и история, в них можно бесконечно черпать вдохновение, — отмечает художница. — Хочется показать особенности нашего народа в таких больших масштабах, на муралах».В ближайшем будущем она намерена создавать арт-объекты на территории всей республики, организовать персональную выставку работ, а также активно заниматься развитием своей студии.«Я считаю, что у каждой творческой работы должны быть зрители, а иначе зачем творить? Городское искусство у всех на виду и становится некой достопримечательностью города. Для меня это большая честь и признание творчества художника», — говорит Кыдана.

Краски улиц
© Дальний Восток