Войти в почту

«Яркая цитата». Резидент Stand Up Егор Кукса – о цензуре, кумирах и минусах профессии

– Как ты начал заниматься юмором? – Как у большинства людей: в школе в родном Зеленограде начал играть в КВН. На это меня вдохновил старшеклассник Денис Косяков (актёр театра и кино, сценарист, телеведущий – прим.ред.). Он играл в команде «Мужики», коллектив так назвали в честь района МЖК (Молодёжный жилищный комплекс), в котором располагалась школа. И мы потом создали команду «Район красных кирпичей», потому что в МЖК все дома были из этого материала. Потом я ушёл учиться в академию на скульптора. Там КВН не было, и я стал играть за сборную МАДИ (Московский автодорожный институт). Затем наступил странный период, когда людям уже надоел КВН, они начали копировать Comedy Club. Мы с друзьями пытались сделать что-то подобное, устраивали комедийные вечера в Москве и Зеленограде. Об этом стыдно вспоминать, это было непонятное безвременье, жанровая неопределённость. В 2011 году я начал заниматься серьёзно заниматься стендапом и продолжаю до сих пор. – Когда ты решил, что хочешь стать профессиональным юмористом? – Когда я понял, что шучу шутки, это относительно просто, это мне очень нравится и при этом приносит деньги. – В проект Stand Up на THT ты попал через шоу «Открытый микрофон»... – Да, я дошёл до полуфинала в шоу «Открытый микрофон», но слетел. Затем стал выступать в свободном режиме, работал дизайнером. А потом я спросил у Юлии Ахмедовой (участница и продюсер телешоу Stand Up - прим.ред.), нужны ли авторы. Она сказала: «Да, давай, приходи». Набрали нескольких ребят из «Открытого микрофона»: Вику Складчикову, Гурама Амаряна, Андрея Атласа, меня. Полгода в тестовом режиме мы работали авторами, а потом нас пригласили сниматься в передаче. Так мы стали резидентами Stand Up на THТ. – А чем занимаются авторы в Stand Up? Разве комики не сами пишут монологи? – Комики сами пишут свои тексты, авторы – это лишь консультанты, которые помогают резидентам добивать шутки, разгонять монолог, ещё они могут поделиться своими шутками по теме. Это нормальная практика. В стендапе есть такое понятие как «камеди бади» – комедийный друган. По сути мы и работали «камеди бади». Этот опыт помог нам в последующем писать собственные монологи. – Часто резиденты обращались к авторам за помощью? – Это зависит от комика. Некоторые все пишут сами, сидя дома, другим комфортнее работать в офисе с авторами. – Как происходит подготовка монолога к эфиру? Какие существуют этапы? – Для подготовки к записи эфиров нам дают полгода. За это время комик может написать в среднем три качественных монолога. Кто-то больше, кто-то меньше – всё зависит от работоспособности. Монолог готовится достаточно долгое время. Сначала ты придумываешь огромное количество шуток, которые постепенно объединяешь и начинаешь обкатывать – проверять на открытых микрофонах, технических вечеринках, выступлениях. Отслеживая реакцию зала, ты убираешь 70% материала, оставляя самые смешные 30%. Сейчас в Москве каждый день, а то и несколько раз в день, можно выступить со стендапом и проверить материал сразу на несколько аудиторий. На заре развития жанра вечеринки проходили раз в неделю и на них сложно было попасть, что очень тормозило процесс создания качественного монолога. Сравнивая с нынешней ситуацией, это был каменный век, будто ты огонь трением добываешь – долго, неудобно, примитивно. Теперь же, к счастью, появилась инфраструктура, где ты можешь нормально работать. – Существует ли цензура в проекте Stand Up на THT? – Наши тексты проверяет редактура. Одна её часть, куда входит креативный продюсер проекта Руслан Белый, отслеживает качество юмора. Другая, куда входят юристы, следит за тем, чтобы наши слова не противоречили законам. Это даже не цензура, а вынужденная мера, потому что в нашей стране есть федеральные законы по защите чувств всех подряд. – Много шуток вырезают? – Достаточно много. Комику очень важно посещать редактуру, а то может получиться, что ты месяц готовил текст, а его нельзя произносить по ТВ. У меня один раз уже после записи эфира убрали очень смешную концовку выступления. Сказали, что это статья о разжигании ненависти к группе лиц по какому-то признаку. На этапе подготовки монолога юристы этого не заметили, поэтому пришлось вырезать уже из отснятого эфира. Получилось довольно оборванное завершение выступления. Все эти рамки очень тормозят развитие жанра на телевидении. Никто из комиков не хочет разжигать ненависть, кого-то унижать. Мы печёмся в основном о юморе и чтобы повеселить людей. – У тебя случались проблемы из-за слов, сказанных со сцены? – Была нелепая ситуация, когда мне начали угрожать битбоксеры. В передаче «Открытый микрофон» во время выступления я сравнил их с умственно отсталыми детьми, которые говорят: «Смотри, я делаю музыку своим ртом, птыщ-тыдыдыщ». Причём, это было два года назад. Видимо только сейчас до одного битбоксера дошло. Он мне написал: «Что ты сюда лезешь, иди на …. Ты далёк от битбокса! И шутки у тебя на уровне бабок из подъезда». Я ему ответил: «Хорошо, что я далёк от битбокса, потому что это говно собачье». – Очень «дипломатичный» ответ. – Ну, слушай! Чувак оскорбил мои шутки, не думаю, что я должен говорить ему: «Ой, я считаю, что ты не прав». Он потом каких-то друзей подключил, они начали писать, что набьют мне лицо. Я ответил: «Ок». Они написали пост в своей группе в социальных сетях, о том, что они сделают со мной. Правда, до дела так и не дошло и пост они потом удалили. Очень странно обижаться на произведение, в описании которого написано «шутки или комедия». – Существуют темы, на которые ты бы никогда не стал шутить? – У меня нет внутренних рамок, я шучу про всё. Если будет достаточно смешная шутка, на тему, которая даже меня самого задевает, но она будет очень удачная, я выступлю с ней. Чем откровеннее юморист, тем лучше. – Какие комики повлияли на твоё творчество? Кто твой кумир? – Луи Си Кей, Билл Берр, Джим Гэффиган и Том Сегура. У каждого нравится определённая черта: у кого-то мысли круто сформулированы, кто-то артистически отлично работает. У каждого ты чему-то учишься, не копируешь, а смотришь, как он подаёт материал, пропускает его через себя. Ещё два отличных комика: Билл Хикс, он к сожалению, умер, и Патрис О’Нил – невероятно смешной афроамериканский комик. – Резиденты Stand Up часто называют кумирами западных комиков. Неужели отечественные совсем не нравятся? – Ни о ком из соотечественников я пока не могу сказать «Вау!» На данный момент мне больше всех нравится Нурлан Сабуров (резидент Stand Up – прим.ред.) . У него есть прирождённый талант к юмору, к тому, чтобы смешить людей. Из него это льётся, как свет. – Твой сценический образ – это выдумка или ты такой и есть? – Нет, не выдумка. Просто со временем замечаешь, на какие твои движения, манеру подачи люди лучше всего реагируют. Нет такого, что человек садится и пишет план, как ему держаться перед публикой. Всё рождается после анализа наблюдений со сцены. – Как близкие относятся к тому, что ты комик? – Относятся как к обычной работе. Они, наверное, думают: «Он жив-здоров, занимается тем, что ему нравится, ну и хорошо». Мама иногда смотрит эфиры, комментирует. Пару раз я пошутил про папу, он мне потом сказал: «Блин, что ты, вообще, такое говоришь». – В работе комика есть сложные моменты? – Комики часто сталкиваются с публичной оценкой своей работы во время обкатки материала. Иногда реакция задевает – зал не реагирует. После таких выступлений чувствуешь себя очень плохо, начинаешь «загоняться». Но без обкатки не получится отличного монолога, поэтому невозможно исключить этот процесс из работы.

«Яркая цитата». Резидент Stand Up Егор Кукса – о цензуре, кумирах и минусах профессии
© 62info.ru