«Макдональдс» – это съедобные джинсы и калорийный рок-н-ролл

31 января 1990 года в Москве на Пушкинской площади открылся первый в России ресторан «Макдональдс». В тот день он обслужил более 30 тысяч посетителей, установив мировой рекорд стартового рабочего дня в истории ресторанного бизнеса. Многие москвичи помнят, как несколько месяцев на Пушкинской площади скручивались длинные, как удав, многочасовые очереди. Посещение «Макдональдса» было сродни проникновению в другую цивилизацию, поскольку заграничного опыта у наших соотечественников еще не было. «Макдональдс» казался таким же важным символом западной жизни, как джинсы, рок-музыка, иномарки и Голливуд. И это было долгожданное счастье – с нами не только леви страус, но теперь еще и бигмак! Потом выяснилось, что счастье обманчивое, но это потом… У меня сводит скулы от разговоров о том, что фаст-фуд – вредная еда. Избитая, скучная, очевидная тема. К тому же разве в других ресторанах – обязательно полезная? Должен быть широкий выбор – в книгах, одежде, кино, а также в еде. Лично для меня опыт «Макдональдса» важен другим, и в России, где работает уже 300 этих ресторанов, он до сих пор не освоен, хотя является стратегически важным. «Макдональдс» – это удивительная по адресной точности и экономической эффективности инновация. Наверняка, это самая калорийная в мире инновация. Создатели сети в 1940-1950-х годах придумали новый способ обслуживания для американцев, которые спешили делать деньги, а потом спешили их потратить. Никаких ложек и вилок, даже тарелок, никаких официанток, стандартный набор продуктов. Даже поваров нет, у каждого работника, как на конвейере, одна функция. И, боже упаси, никаких деликатесов, жалко тратить время и деньги. Наполеон, который требовал, чтобы обед длился не дольше 20 минут, наверняка стал бы поклонником «Макдональдс». Инновация, еще и в создании огромной, на всю Америку, потом на весь мир сети ресторанов с единым стандартом обслуживания и приготовления пищи. Рестораны фаст-фуда сыграли важную роль в глобализации, в экспорте американских ценностей и образа жизни. Пусть «Макдональдс» – это невкусно и вредно, но это могучая мягкая сила. Лично я, оказавшись в экзотической стране и не желая рисковать здоровьем, бесстрашно иду в «Макдональдс». Хотя в Москве – никогда. Империю «Макдональдса» построил бизнесмен Рой Крок. Необычная для России фигура. Ему было 52 года, предпенсионный возраст, артрит и диабет, вырезали желчный пузырь и часть щитовидной железы. Он ходил в вечных банкротах, но продолжал верить в будущее и, поскольку ни один банк не давал даже жалкого кредита, заложил свой дом. После покупки лицензии Рой Крок прожил еще 30 лет и заработал 600 миллионов. Навязчивая история американского успеха? Вкусная еда в «Макдональдсе» или не вкусная, рецепт успешного бизнеса был бы для нас самым важным. Без гамбургера вполне можно прожить, но без прибыли – никак. Я думаю, не надо делать из еды фетиш. Еда – как соус к другим жизненным ценностям. В конце концов, Билл Клинтон и Дональд Трамп любят обедать в «Макдональдсе». Хотя их ждут в заведениях иного уровня…

«Макдональдс» – это съедобные джинсы и калорийный рок-н-ролл
© Вечерняя Москва