Сложный проект или откаты? Почему «Северсталь» платит миллионы команде Артемия Лебедева
На днях «Студия Артемия Лебедева» на своем сайте рассказала о том, как в скором времени преобразится градообразующее предприятие Череповца. Компания миллиардера Алексея Мордашова заявила, что местный промышленный гигант – Череповецкий металлургический комбинат (ЧерМК, входит в дивизион «Северсталь Российская сталь») – скоро преобразится. Фасады основных зданий комбината перекрасят, на территории предприятия создадут уют и комфорт. На все это, судя по пресс-релизу компании, только в 2019 году направят аж 500 млн рублей. Корреспондент «ФедералПресс» изучил созданный дизайнерами проект и попытался разобраться, зачем красить трубы и стены цехов за огромные деньги. ЧерМК существует с 1955 года, является предприятием с полным металлургическим циклом. На нем выпускают сталь, из которой производят листовой и рулонный прокат, профили, трубы, фасонную сталь и т. д. При этом Череповец входит в число самых грязных городов России, и есть основания считать, что именно благодаря комбинату. Часто город накрывает смог, в Череповце люди болеют чаще, чем в соседних городах. При этом комбинат находится прямо в городе, и всего в 500 метрах от него – жилые дома, в которых вынуждены жить люди. В этих обстоятельствах желание владельцев комбината потратить полмиллиарда на покраску фасадов, ландшафтный дизайн и арт-объекты взывает споры. Понятно, что красивый и опрятный вид производственных помещений – это необходимость для современных предприятий хотя бы потому, что работать в таких условиях намного приятнее и легче эмоционально. Непонятно другое: зачем владельцы привлекли к проекту «Студию Артемия Лебедева»? Да, вне профессиональной среды он, пожалуй, единственный дизайнер, имя которого на слуху. Но известен он в первую очередь эпатажными, а порой и оскорбительными высказываниями, доходящими до судебных разбирательств. Вокруг проектов Артемия Лебедева и его студии много скандалов, кроме того, СМИ не раз писали о слишком высоких расценках на его услуги. Встает вопрос: зачем владельцы предприятия платят миллионы модной студии, когда из-за этого самого комбината в городе опасно жить? Почему бы не выбрать заказчика менее знаменитого, а сэкономленные деньги направить на решение тех же экологических проблем? Зачем менеджерам «Северстали» понадобился именно этот исполнитель? Экономно и уныло В пресс-релизе компании о проекте говорилось, что ЧерМК считает важным создание комфортных условий для сотрудников и сделает многое, чтобы людям работалось хорошо. «Этому будут способствовать световые решения, например, яркие инсталляции и светящиеся вывески. Кроме этого, каждое производство ЧерМК обретет свой собственный стиль за счет индивидуального оформления зданий подразделений. На комбинате появится навигация – вывески с названием улиц и нумерацией зданий. Проект внешнего облика фасадов основных зданий меткомбината и навигации на промышленной площадке разработали дизайнеры «Студии Артемия Лебедева», – поясняли в релизе. Спустя два месяца после публикации пресс-релиза «Студия Артемия Лебедева» презентовала проект на своем сайте. Но работа дизайнеров пока ярких впечатлений не производит. Там есть изображения, как территория комбината и цеха будут выглядеть после обновления, сопровождаемые пояснениями. Говорится, что преобразить территорию ЧерМК – это все равно что покрасить все дома в пределах Садового кольца в Москве. Это обошлось бы в миллиарды, да и времени потребовалось очень много, поэтому «для огромной заводской территории найдено эстетичное и экономное решение». Что ж, предложенные решения и правда выглядят так, словно на них сэкономили. Дизайнеры пояснили, что за основу оформления взяли крупноформатную графику, которая будет выполнена в корпоративных цветах «Северстали». Основные здания будут раскрашены с использованием определенных графических принтов с использованием кругов, линий и других простых фигур и элементов (для каждого производства придуман свой принт). Такой простой подход выбран, «чтобы для работы не нужно было привлекать профессиональных художников». «Перенести такой орнамент на стену вполне под силу обычному промальпинисту, по трафарету или проекции», – поясняют дизайнеры. Цеха будут подписаны крупными буквами, на двух стенах будет читаться фраза «плавим сталь». Фоновым цветом зданий цехов будет черный. В целом такая раскраска производственных мощностей выглядит довольно уныло. Фактически роспись выглядит как обычное граффити, коих сегодня полно в любом городе. Спираль и рулон стального листа Несколько ярче и интереснее планируют оформить стены, выходящие на пешеходные улицы промзоны. Там дизайнеры обещают разместить «более сложную графику – например, портреты героев производства или другие мотивирующие изображения». Трубы и градирни обещают подсветить и раскрасить цветными полосами. Около административно-бытового здания авторы проекта посчитали нужным обустроить велопаркову и «тренажеры для производственной разминки». Рабочие должны оценить и красивые отапливаемые остановки для ожидания автобусов. Также должны появиться несколько арт-объектов: логотип «Северстали» в виде большой спирали, огромный рулон стального листа и огромная фигура рабочего. Похоже, что сам Артемий Лебедев проектом доволен. «Дамы и господа, представляем вашему вниманию фантастический проект – дизайн территории металлургического комбината компании «Северсталь», – написал он на своей страничке в соцсети. Однако под сообщением подписчики оставили немало критичных комментариев. «Не слишком рябит от сочетания частых элементов трех цветов?» – задаются вопросом комментаторы. Они предполагают, что черный цвет для фона выбран для того, чтобы не бросалась в глаза копоть и что таким образом предприятие выбрасывает деньги на ветер и т. д. Желающие составить собственное мнение могут ознакомится с проектом на сайте студии (здесь опубликовать не можем, соблюдая авторские права дизайнеров). Когда проект отдают в руки известной команде профессионалов, хочешь ли, нет ли, а все-таки ожидаешь, что проект будет эффектным, дерзким, грандиозным. В целом же все, что представлено, выглядит довольно просто. Если не знать, кто разрабатывал проект, можно подумать, что его авторство принадлежит студенту-архитектору или же начинающему дизайнеру. Конечно, дизайн – такая сфера, где невозможно создать проект, которым будут довольны все без исключения, потому что вкус у каждого свой. Но в любом случае получается, что модная студия известного дизайнера создала не какой-то уникальный, а довольно посредственный проект? Стоит ли это тех денег, которые за него заплачены? У других просто не хватает рук? Чтобы разъяснить некоторые детали реализации проекта, корреспондент «ФедералПресс» обратился в пресс-службу предприятия. Он задал вопросы о том, кто принимал решение о выборе подрядчика, какая часть стоимости проекта приходится на гонорар студии, чем компании нравится предложенный проект и что в нем уникального, почему, наконец, выбор пал именно на команду Артемия Лебедева? Но получить разъяснения так и не удалось, так как ответ был крайне лаконичен: «Студия Артемия Лебедева» была выбрана на конкурсной основе», – сообщили в пресс-службе. Корреспондент обратился за комментарием и в «Студию Артемия Лебедаева», чтобы узнать, насколько сложным оказался для команды этот проект и что в нем дизайнеры считают наиболее удачными находками, но на момент публикации ответа не поступило. Ну, раз заказчики и исполнители проекта не склонны его обсуждать, корреспондент обратился к экспертам. Вопрос задавался один: почему для такого проекта могла понадобиться именно команда этой студии? Так как дизайн – дело вкуса, уровень и качество исполнения данного проекта и прочие его детали с экспертами не обсуждали. По мнению преподавателя Школы дизайна НИУ «Высшая школа экономики», художника, куратора проектов в области современного искусства Арсения Сергеева, выбор подрядчика мог быть сделан с учетом сложности проекта. «Как я понимаю, заказчик хотел провести изменения у себя на заводе и сделать это быстро и в плотном контакте с исполнителем заказа. А значит, нужна одна компания, которая способна сделать такие объемы работ с такой разнообразной спецификой (айдентика, навигация, дизайн среды, паблик-арт-проекты) в кратчайшие сроки, – поясняет эксперт. – Он не будет объявлять конкурс, потому что это долго и неэффективно в сложившихся обстоятельствах. Дело в том что придумать, показать идею – это одно, а вот спроектировать и организовать реализацию, довести до воплощения такой большой проект – совсем другое. Все это надо сделать в реальности, из реальных материалов, с реальными людьми, в реальных условиях и в совершенно конкретные сроки. В связи с этим круг компаний, которые могут работать с такими объемами и с таким большим разнообразием задач, сужается, собственно говоря, до «Студии Артемия Лебедева». Это крупнейшая дизайнерская компания в России, в ней самый большой штат самых разнообразных специалистов и огромный пул внештатных сотрудников. А когда надо делать что-то конкретное в кратчайшие сроки, проблема решается только большим количеством квалифицированных специалистов». «Все это бездарные вещи» Коллега Арсения Сергеева, председатель правления Пермского регионального отделения «Союз дизайнеров России» Геннадий Сорокин иначе видит мотивы компании, выбравшей Артемия Лебедева и его сотрудников в качестве исполнителя. Геннадий Сорокин видел Лебедева в деле во времена так называемой Пермской культурной революции, которую с осени 2008 года проводил арт-менеджер Марат Гельман. Эксперт пояснил, почему в принципе крупные компании и госструктуры выбирают эту студию для работы. «Сколько я бы ни сталкивался с его [Артемия Лебедева] разработками, все это бездарные вещи. И в профессиональном сообществе о нем очень противоречивые высказывания. Одни говорят: «Ой, это так здорово, так здорово!», но на самом деле профессионалы говорят, что это бездарно абсолютно, что это компиляции по тем разработкам, которые уже существуют, – считает эксперт. – Но за эту непрофессиональную работу он берет огромные деньги. И все это раскручивается на фоне того, что он им говорит: «Давайте, я беру за свою работу 10 миллионов, половина – вам». И они делают все для того, чтобы это прошло». Редакция «ФедералПресс» не утверждает, что именно так происходил выбор компанией «Северсталь» подрядчика на данный проект. Однако топ-менеджеры «Северстали» не раз оказывались в центре расследований уголовных преступлений. Так, чуть более двух лет назад бывший гендиректор АО «Северсталь менеджмент» Вадим Ларин был заподозрен во взяточничестве в особо крупном размере. А осенью 2017 года было возбуждено уголовное дело в отношении менеджера того самого Череповецкого металлургического комбината. Его обвинили в получении откатов. Как бы то ни было на деле, хочется верить, что проект по переобустройству территории ЧерМК пройдет успешно и действительно сделает, пусть хоть немного, но счастливее или хотя бы приятнее жизнь Череповца. Люди искусства утверждают, что именно такие проекты могут повысить качество жизни людей. Но очень хочется, чтобы после этого «шага к прекрасному» ЧерМК побыстрее бы уже решил и другие вопросы. Что бы ни говорили дизайнеры, если из-за загрязнения воздуха у ребенка возникает астма, свежеокрашенные трубы и цеха дымящего рядом завода радости все равно не принесут. Фото: ФедерлПресс / Елена Майорова