Войти в почту

Наталия Касаткина поделилась воспоминаниями о Екатерине Максимовой в день ее 80-летия

80 лет со дня рождения выдающейся балерины Екатерины Максимовой исполняется 1 февраля 2019 года. Это событие телеканал «Культура» отметит сразу несколькими фильмами и программами. По словам руководителя Государственного театра классического балета Наталии Касаткиной, годы сотрудничества с театром, который она основала вместе с Владимиром Василёвым (тогда коллектив назывался «Московский классический балет»), были очень интересным, плодотворным и счастливым периодом творчества Екатерины Максимовой. - Выдающийся знаток и реставратор старинной хореографии Пьер Лакотт реконструировал для нашей труппы балет «Натали, или Швейцарская молочница», - рассказывает Наталия Дмитриевна Касаткина. - И мы с Владимиром Василёвым предложили Катю Максимову на заглавную партию. Балетмейстер Филипп Тальони сочинял эту хореографию для своей дочери, легендарной Марии Тальони. И оказалось, что старинный балет создан словно для Екатерины Максимовой – для ее изумительных ног, для ее очаровательной ребячливости, ее лучезарной улыбки… Когда Катя танцевала Натали, все просто с ума сходили от счастья, такое невероятное чудо это было. Но начиналась эта работа трудно. Известно, что у Максимовой был непримиримый характер. Неслучайно же ее называли «Мадам «Нет». И это никакие не капризы – просто требовательность к себе у Кати не имела границ. Когда шли репетиции, Пьер Лакотт часто буквально врывался в наш кабинет: «Сделайте что-нибудь, она опять утверждает, что не может, что у нее не получается»… Владимир Юдич Василёв говорил мне: «Ну, что ж, пошли!» И мы шли в зал, Володя брал ее за талию, поднимал в воздух и спрашивал: «Ну, что, что ты не можешь?» Она отвечала, показывая: «Вот это не могу, и вот это»…- «Так сделала же только что, - отвечал ей Василёв и обращался к балетмейстеру: - Работайте дальше». Успех спектакля был просто головокружительный. Я думаю, немалую роль сыграла та атмосфера, в которой существовала Екатерина Максимова в нашей труппе. Это была атмосфера даже не любви, а обожания. На нее смотрели как на божество, стремились предупреждать ее желания, и это было очень естественно для всех. Например, надо ей разбить туфли, и тут же, как по мановению волшебной палочки, кто-то из постановочной части приносит ей молоток. Нужно полотенце – и сразу тут как тут кто-то из костюмеров. Это не мелочи – это те детали, которые обеспечивают балерине комфортное состояние, и она может полностью сосредоточиться на творческом процессе, ни на что не отвлекаясь. Наше сотрудничество продолжилось, Катя увлеклась нашей с Владимиром Василёвым хореографией, танцевала у нас Джульетту, Еву («Сотворение мира» - фильм-балет «Адам и Ева»), концертные номера. У нее сложился потрясающий дуэт с замечательным танцовщиком Станиславом Исаевым, ведущим солистом театра. Их дуэт был очень естественным, гармоничным, искренним, как будто они всю жизнь танцевали вместе. Владимир Васильев часто приходил на репетиции, что-то подсказывал, ему было важно и интересно, чтобы все, в чем участвует его любимая Катя, состоялось на самом высоком уровне. А когда Максимова и Исаев стали готовить «Ромео и Юлию» (хореография Мориса Бежара на музыку Берлиоза), Васильев отдал Стасу свой костюм – ведь они с Катей танцевали этот балет. Мы счастливы, что Катя смогла многое реализовать, работая с нашей труппой. Я надеюсь, годы сотрудничества были важными и нужными не только для нас, но и для нее. Мы всегда очень дружили. Наши дачи рядом, и Катя часто к нам приезжала на мотоцикле. Наверное, трудно представить себе великую Максимову, гоняющую на мотоцикле, но это было, и в этом тоже она – озорная и даже немного хулиганистая. Катя очень любила все живое. Возилась на земле, выращивала рассаду, сажала, ухаживала. У нее была на даче большая круглая куртина, и там вперемешку росли не только цветы, но и бобы, и огурчики… У нее было особое отношение к этим растениям. Она однажды сказала мне: «Знаешь, я не очень могу все это есть»… Екатерина Максимова - Натали, Сергей Белорыбкин - Зюг («Натали, или швейцарская молочница»).Фото Е.Фетисовой Екатерина Максимова - Натали, Станислав Исаев - Освальд («Натали, или швейцарская молочница»). Фото Е.Фетисовой Екатерина Максимова - Ева, Станислав Исаев - Адам (фильм-балет «Адам и Ева» («Сотворение мира»). Фото из архива театра Екатерина Максимова и Станислав Исаев после спектакля «Ромео и Джульетта». Фото из архива театра

Наталия Касаткина поделилась воспоминаниями о Екатерине Максимовой в день ее 80-летия
© InterMedia