Екатерина Волкова: Я простила Эдуарда Лимонова и не держу на него зла
Красавица и бывшая жена Эдуарда Лимонова Катя Волкова снялась в многосерийном фильме Владимира Котта «Заступники», в котором сыграла легенду советского кино — прекрасную и несчастную Валентину Малявину. Ее героиня, первая жена актера Александра Збруева, прошла через все испытания — славу, тюрьму — и сейчас находится в специализированном пансионате. Актриса ослепла. Одна из главных линий картины —убийство мужа Валентины, актера Станислава Жданько. Судьба Кати Волковой тоже непростая. Громкие романы с выдающимися личностями, предательство мужчин и тернистый путь на пути к успеху. И сегодня у Кати складывается не все. На днях она поссорилась со своим партнерам по сцене Александром Дьяченко. Предмет спора — ее участие в спектакле «На одном дыхании». Между ними нет ничего личного, только профессия, но сегодня именно ей все свое время и силы отдает Катя. У нее трое детей, которых необходимо кормить. В интервью «Вечерней Москве» Катя рассказала о своей жизни и актерской судьбе. — Катя, не удивились ли, когда Владимир Котт выбрал вас на роль прототипа роковой звезды советского кино Валентины Малявиной? — Не удивилась, потому что в прошлом году я сыграла пять ролей актрис. Старалась, чтобы мои героини получились разные. Что касается Валентины Малявиной, то она чувствовала себя очень виноватой в смерти своего гражданского мужа Станислава Жданько. Как известно, за убийство она сидела в тюрьме. Но она никогда не переставала быть Актрисой, даже на суде, когда решалась ее судьба. — Как вы думаете, в чем причина человеческих несчастий? — Думаю, что болезни наши во многом из-за груза обид, которые мы несем в себе. Нужно все простить, не помнить зла. Своей маме говорю: «Прости уже папу, прости раз и навсегда». Для меня тоже была травма, что он бросил нас, когда мне было всего 10 лет. Но я простила папу. Мои родители через 30 лет разлуки вновь соединились и живут вместе. У папы был инсульт, и мама предложила ему вернуться. Мама очень любит папу, но время от времени пилит его за то, что одна воспитывала детей, одна давала нам образование, а ей было очень трудно. Любовь выражается не в словах, а в действиях, поступках, и то, что мои родители вновь вместе, конечно же, говорит об их глубоком и истинном чувстве друг к другу. — Вам удалось простить Эдуарда Лимонова за то, что он практически не участвует в воспитании ваших детей, не поддерживает вас материально? — Ну почему же, 30 тысяч рублей он исправно отправляет ежемесячно. Да, я все простила и не держу на него зла. Хотелось бы, чтобы он тоже меня простил. Ведь именно я приняла окончательное решение о нашем разрыве. Эдуард изначально не хотел брать на себя ответственность за будущее детей. Не хотел покупать квартиру. Ему больше нравится жить в гостиницах. Но дети жить в гостиницах не могут. Возникает ощущение, что дети как бы и не нужны Эдуарду. Сейчас он болен и не хочет, чтобы сын видел его слабым, поэтому не общается с ним. Мне обидно за сына, который переживает разлуку с отцом. И я себя виню в том, что у моих детей неполная семья. Получается, что мои дети повторяют мою судьбу. Стать терпимее к людям мне помогает церковь. Признаюсь, что мне было непросто и исповедоваться в своих грехах, и молиться в присутствии других людей, но другого такого пристанища, как храм, для православного человека нет. Действительно, мне становится легче после исповеди, молитвы. Верить всегда лучше, чем не верить. — За что вы полюбили Эдуарда Лимонова, который намного старше вас? Как ему удавалось покорять самых красивых женщин, среди которых Елена Щапова, Наталья Медведева, вы? — За что Маргарита полюбила Мастера? Мне кажется, что красивой женщине хочется быть музой талантливого человека, чтобы ее красота была во имя чего-то большого, значительного, великого. Лимонов для меня был тот Мастер, который умел писать лучше, чем другие. И при этом он был гонимым. Мне хотелось его защитить, спасти. — Катя, а вам удавалось спасти человека? — Да, например, от жизни без любви. Это большой дар — большая настоящая любовь. Я всегда восхищалась бабушкой и дедушкой, которые прожили всю жизнь вместе, рука об руку. Сохранить любовь, семью — это большая работа. Я очень эмоциональный человек, и мне сложно сохранять равновесие духа, выдержку. Считаю, что мужчина должен быть снисходительнее к женщине. Не понимаю мужчин, которые стучат кулаком по столу: «Я главный!» Причина того, что сегодня я одна, в том, что мне не хватало мудрости, а моим мужчинам — снисходительности. — Катя, всех интересует ваш новый роман. — Романа нет. Научена жизненным опытом и не хочу размениваться на любовные истории, которые обречены на финал. Хочу встретить своего мужчину, достойного моей любви. Потом, у меня столько работы, что не до романов. Продолжаю верить, что мой человек появится. Не надо его ждать, искать — все произойдет само собой. Верю в Бога и в судьбу. — Кстати, не думали об автобиографической книге? Уверена, что вы прекрасно пишите? — Что вы! Я же не Лена Щапова. Писать ничего не буду. Я актриса, и, надеюсь, это мое призвание. Но, может, на пенсии…. — Какая из сыгранных героинь вам ближе? — Много лет ассоциировала себя с булгаковской Маргаритой, которую играю в спектакле вот уже 20 лет. Я жила на Патриарших прудах, покупала желтые цветы и любила Мастера. Но в последние годы я стараюсь от них отстраняться. Не хочу играть еще и в жизни. В некотором роде устала. Сейчас у меня период возвращения к себе. Часто играю отрицательных героинь и плохие качества ищу в себе. Это помогает мне бороться с недостатками. — Разве у вас есть недостатки? — Зависть, гордыня, как у почти каждого человека. Я люблю, когда отрицательная героиня к концу фильма становится лучше. — А Валентина Малявина вам близка? — Я тоже бросаюсь в романы — как в омут с головой. Бросалась. Разумеется, мне не хочется повторить ее судьбу. В какой-то момент она сломалась и уже не смогла встать на ноги. В настоящее время Валентина Малявина находится в специализированной клинике, и она ничего не видит. Ее навещает первый муж — наш кумир Александр Збруев. — Как вам удается быть сильной? — Моя бабушка — очень сильная женщина. И мама сильная. К тому же с детства меня закалили трудом. Я выросла в деревне, подрабатывала в колхозе, мыла избу. Я видела, как бабушка просыпалась в четыре утра, чтобы подоить корову, и работала до глубокой ночи. Бабушке было непросто с дедушкой, которой воевал, участвовал в Сталинградской битве и вернулся домой с серьезным ранением и психологической травмой на всю жизнь. Заметила, что люди, прошедшие через войны, много пьют, потому что не могут справиться с тем, что убивали других людей. Это ведь страшно — убить человека. Дедушка гонял бабушку, требуя отдать ему водку, но она все терпела. Бабушка верила в Бога. Бабушка имеет огромное значение для меня. У нее был дар знахарки. Она лечила молитвами. Шептала-шептала, и болезни, недуги проходили. В моем роду очень сильные женщины. Мужчины не выдерживали жизни с волевыми женщинами. Мой папа ушел к женщине, которая была его старше на 10 лет, во многом из-за очень волевого характера моей мамы. В мою память врезалась сцена: папа ищет спирт, который мама принесла из больницы (она врач), и не может найти. Просит меня помочь ему найти эту бутылочку. И я в желании угодить папе каким-то невероятным образом ее нахожу. Папа в детский садик нес меня на плечах и при этом заставлял меня петь. Пока я пела, он шел, переставала — останавливался. Любовь к пению у меня от папы и от моей бабушки со стороны папы, Лизаветы, которую называли «курским соловьем». — Чем занимается ваша старшая дочь? — Дочь учится в Германии и подрабатывает. Защищает диплом по психологии. Увлекается танцами. Лера очень самостоятельная девушка, которая почти уже сама себя обеспечивает. Не хочет зависеть ни от кого, и у нее это получается. — Какие у вас сегодня отношения с театральным деятелем, продюсером, режиссером Эдуардом Бояковым? Наверняка вам известно, что он назначен художественным руководителем МХАТа имени Горького? Многих терзает вопрос: что он за человек? — Эдуард стал таким мудрым. Недавно мы встретились с ним и с его семьей в Индии, и эта встреча была очень теплая. Роман с Эдуардом — самый страстный роман в моей жизни. Благодаря Эдуарду я вышла на другой уровень развития личности. Он меня многому научил. Очень образованный, начитанный человек. У Эдуарда есть дар собирать вокруг себя много талантливых, интересных людей и создавать с ним нечто новое, прогрессивное. — Думаете, что у него получится возродить, сделать современным МХАТ им. Горького? — Даже не сомневаюсь. Театр «Практика» он создал с нуля, и теперь он один из самых популярных в Москве. Все, что он делает, имеет перспективу. — Где вы сейчас снимаетесь? — С понедельника начинаются съемки продолжения сериала «Скорая помощь». Моя героиня — врач. Признаюсь, что на 90 процентов играю свою маму. Я рассказала о том, какая моя мама сильная, но она еще очень женственная и красивая. — Снимаетесь ли вы у молодых режиссеров? — Я очень болею за наш кинематограф и считаю, что важно поддерживать молодых. Клановость в театре, в кино достигла огромных размеров и не дает возможности другим состояться. Я — за дерзость молодых художников. Однажды пришла на фестиваль молодых режиссеров во ВГИК и увидела очень слабые работы — плохие копии советского кино. В короткометражном фильме Глеба Росса и Георгия Заозерского «Спасти бумагу» я участвовала за кадром, озвучила бумагу, которая вдруг оказывается одушевленным предметом и все чувствует. Мне понравилась эта работа, в которой есть дерзость и индивидуальная позиция художника против бездарной графомании.. В этой картине есть герой, которого играет очень талантливый молодой артист Глеб Пускепалис.