Войти в почту

«Марьин дом». Как сказительница из Пинежского района вернула нам нас

Деревня Чакола, что в Пинежском районе, похоже, скоро станет одним из незабываемых туристических мест Архангельской области. Впрочем, название деревни уже на слуху. Летом здесь прошла яркая фотосессия «ГлухАмания» - наш красивый ответ французскому журналу «Вог», который опубликовал некрасивые, уничижительные снимки женщин из далёкой российской глубинки. «Тогда мысль создать «Марьин дом» ещё только витала в воздухе, - рассказала «АиФ» руководитель проекта, директор центра социальных инноваций «Открытая идея» Светлана Пачина. - Эта фотосессия объединила нас и, можно сказать, подтолкнула к тому, чтобы мы двигались дальше». Что такое «Марьин дом», от названия которого уже становится тепло и уютно? И как получить грант на мечту? Об этом мы поговорили со Светланой. Заброшенная библиотека - С чего всё начиналось? - Идея создать «Марьин дом» принадлежит Ане Золотко и её маме. Мама и сейчас живёт в деревне Чакола, Аня живёт в Архангельске, но там она провела своё детство, посещала библиотеку имени Марьи Дмитриевны Кривополеновой, уникальной женщины, русской сказительницы, песенницы, сказочницы. (Мы писали об Анне Злотко, многодетной маме, которая осталась без работы и, можно сказать, шутя начала шить галстуки-бабочки и продавать их через знакомых, через Интернет. Сейчас Аня создаёт удивительные платья из натуральных тканей в северном стиле. У Анны уже было несколько показов, её коллекции полюбились северянкам. - Ред.). Знание о Кривополеновой, историю уникальной женщины принесла Аня. Мы с ней давно общаемся в рамках других проектов, и, когда она предложила эту идею, мы стали помощниками в реализации мечты этих двух замечательных женщин, мамы и дочки. Мы написали заявку в Фонд президентских грантов, наш проект был поддержан. - Сам «Марьин дом», это что за дом? - Это бывшая библиотека в Чаколе, о которой я уже сказала, но она была закрыта и заброшена. Местная администрация отдала нам это помещение в безвозмездную аренду. Сейчас там идут ремонтные работы. Мы проводим Интернет, заменяем пол, разграничиваем площадь, готовим комнату для музея и комнату для арт-пространства, в которой будут проходить мастер-классы, творческие встречи. - Если не секрет, сколько денег вы получили по гранту? - Не секрет, около 3 миллионов рублей. Это минимум для того, чтобы начать работы. Предполагается, что в доме может разместиться до 10 человек, туристы. Раскладушки, матрасы, посуда, бельё - всё это мы будем закупать. Мы хотим подключить и местное население, чтобы и они принимали гостей, деревня заживёт. Национальная память - Не боитесь, что не справитесь, ведь Чакола - это так далеко, пока доберёшься до Пинежского района... - Если бояться, то лучше и не браться (смеётся. - Ред.). Для нас сейчас главный принцип: глаза боятся, руки делают. Нас многие поддерживают, у нас уже есть интересные художники, которые написали портрет Кривополеновой, фотографы, которые проводят фотосессии, столько людей, готовых помогать! Нам присылают материалы, фотографии, дарят для музея книги и своё творчество. Архангельский женский хор «Суземье» специально для презентации нашего проекта записал свои пинежские напевы. Работа кипит! В нашу сторону с интересом смотрит лесной отель «Голубино», который находится всего в 80 километрах от нас, им интересно открыть новую точку для своих туристов. И уже бродит мысль о том, чтобы сделать такое туристическое пинежское кольцо, у нас же есть ещё знаменитый писатель Фёдор Абрамов, Чаколу подключим, в общем, идей много. - Чем вы пополняете коллекцию? - Что-то из частных коллекций к нам попадает, что-то из собственных запасов есть. Разыскиваем по чуть-чуть. У мамы Ани сохранились и платья, и сарафаны, и предметы быта ещё прошлого и позапрошлого веков. Идея нашей арт-резиденции - не только представить то сохранённое, исконное, национальное и культурное, но и найти применение этому в современном творчестве. Пример тому - коллекция «ГлухАмания», она используется в современном контексте. Работы художников, фотохудожников, модельеров ориентированы на то, чтобы исконные национальные мотивы проявлялись в современном творчестве, чтобы молодёжь могла это носить. - Чем вы объясните такой всплеск интереса к исконному? - Это никогда не исчезало, всегда проекты национального колорита вызывали у людей интерес. Наверное, внутри нас что-то есть, потому что национальная память, национальная культура никуда не исчезает, а на плодотворной почве находит реализацию. Досье Светлана Пачина - организатор проекта «Центр социальных инноваций «Открытая идея». Живёт в Северодвинске, работает на кафедре педагогики в САФУ. Старушка всех покорила В 1915 году известная в то время московская фольклористка и артистка Ольга Эрастовна Озаровская с сыном выехала в Архангельскую губернию, чтобы собрать новый материал для выступлений. Они остановились в деревне Великий Двор у своей подруги. Утром женщины отправились по делам, сын же задержался в избе. На выходе он столкнулся с нищенкой, просящей милостыню. Пожалев её, он догнал мать и попросил у неё денег, чтобы подать старушке. Мать денег дала, старушка, решив отблагодарить дарителей, спела им несколько былин, потрясших Озаровскую. Вернувшаяся из поездки по Северу Озаровская привезла с собою в Москву сказательницу былин, старушку Марию Дмитриевну Кривополенову, которой на тот момент было 72 года. В переполненном публикой Большом зале Политехнического музея Кривополенова пела старинные былины-скоморошины, заученные ею с голоса ещё от своего столетнего деда, и покорила москвичей. Далее Мария Дмитриевна выступала в Петрограде, Твери, на Украине, Кавказе, провела более 60 концертов, чем завоевала у публики огромную известность.

«Марьин дом». Как сказительница из Пинежского района вернула нам нас
© АиФ Архангельск