Кто защищает в Петербурге от ножа и дурака?

Редкий гость Петербурга минует в своих прогулках Невский проспект. «Всемогущий Невский», - как называл его Николай Васильевич Гоголь. А основатель Северной столицы Петр Первый – «Большой першпективой». Город на Неве стал одним из первых в России, где начали прокладываться такие дороги. Протяженность её всего 4,5, км. Но чтобы пройти по нему от Дворцовой площади, где она стартует, до конца, к Александро-Невской лавре, может уйти целый день, столько на ней интересного!.. Кстати, своим названием главная питерская магистраль обязана именно монастырю, а не реке, как многие думают. В самом её начале, на углу Дворцовой и Невского нельзя не заметить здание строгого классического стиля. Это Генеральный штаб. Когда-то всей Российской армии. Сейчас – Северо-Западного округа. Отсюда, с угла, творение зодчего Росси выглядит единым монолитным строением. На самом деле, за красивым фасадом скрывается целый комплекс зданий. Среди них, сохранившаяся до наших времен почти в первозданном виде уникальная военная библиотека, основанная генерал-фельдмаршалом князем Петром Волконским. Генштаб «напомнит» о себе ещё раз метров через сто, своей Триумфальной аркой (если идти по проспекту от Адмиралтейства в сторону Гостиного двора). Лучший ракурс – от небольшого, в четыре этажа здания с приметной вывеской: «Литературное кафе». Схожая табличка была здесь и в 1830-е годы, она уведомляла о лучшей в городе кондитерской Вольфа и Беранже, и «Китайского кафе» рядом с ней. И кондитерская, и кафе, едва появившись, быстро завоевали популярность у горожан, в том числе, у модных в ту пору литераторов, образовавших тут своего рода клуб. Именно сюда в январе 1937-го, за несколько часов до убийственной дуэли, заезжал поэт Пушкин, чтобы встретиться со своим секундантом Данзасом… Своим фасадом кафе выходит на Невский, с угла – на речку Мойку. В доме на Мойке, №12, в десяти минутах пешего хода от проспекта, Александр Сергеевич снимал с семьей квартиру, ставшую для него последней. Теперь там музей. Главную городскую «першпективу» пересекает «Набережная канала Грибоедова» - в честь автора проекта канализации города Константина Грибоедова, а не его однофамильца Александра, писатели и дипломата. Впрочем, в послевоенные годы во многих справочниках стали указывать «кан. пис. Грибоедова», хотя в отношении других многочисленных собственных имен никаких уточнений нет. Стоя на мостике, перекинутым через канал параллельно Невскому у одноименной станции метро, невольно залюбуешься открывающимся в ста метрах отсюда мозаичным девятиглавым красавцем-собором. Это храм Воскресения Христова, больше известного, как Спас-на-Крови. Он возведен на месте смертельного покушения на императора России Александра Второго, случившегося 1 марта 1881 года. Строился почти 24 года, с 1884-го по 1907-й., преимущественно на народные пожертвования. Высота его 81 метр, вместимость до 1600 человек. Больше 30 лет, с конца ХХ столетия до первого десятилетия ХХI-го, его реставрировали. Более чем 7000 кв. м пространства храма были украшены мозаичными фресками, созданными знаменитыми художниками Нестеровым и Васнецовым. Внешне воссоздан он практически полностью. Но до недавнего времени не хватало ещё многого. И главное - знаменитых Царских врат. Они были подарены храму российскими купцами. А украшавшие их иконы - императором Александром Третьим. Вот и всё, что было известно о вратах к началу работ. Как они выглядели, оставалось в основном лишь догадываться, пользуясь немногочисленными сохранившимися свидетельствами современников. К концу ХХ века чудом сохранился лишь стальной трехметровый каркас, а также металлические створки и две черно-белые фотографии с их изображением. Информацию художники-реставраторы собирали буквально по крупицам. Нашли, в частности, документ, из которого следовало, что сделаны были из серебра. Отличались богатым декором. Светлана Кочетова, Михаил Пикалов, супруги-художники Лариса Соломникова и Виктор Никольский – вот те, кто, начиная с 1997 года, работал над проектом, а затем над воссозданием во многом уникальных царских врат Воскресения Христова. Задача состояла в том, чтобы именно воссоздать в их историческом виде, а не представить приближенный к реальному новодел, как это часто бывает в современном мире. Требовалось, например, восстановить все особенности эмалиевого рельефа, составлявшего основу орнамента врат, и всю цветовую гамму орнамента. Столбцы врат украшали некогда 12 мозаик. А цвет капризен, зависит от интерьера, меняется в зависимости от расстояния. Сама по себе непростая технология работы с эмалью, требовала особой точности, поскольку речь шла об историческом и музейном экспонате. Суть технологии в том (если говорить упрощенно), что в специальную печь, выложенную огнеупорным кирпичом и раскаленную до 850 градусов («до малинового цвета», как говорят специалисты), загружается на несколько минут для обжига цветочный орнамент. После того, как его вынимают на специальных «вилах», необходимо быстро, до остывания, провести с ним массу обязательных операций, после чего промыть и высушить. Особенность эмали в том, что, разогретая в печи, она затекает в самые глубокие места, а с высоких точек сползает. Требовалось успевать, жестко контролируя её распределение на орнаменте. Кстати, сама «эмалевая история» исторически связана у нас преимущественно с небольшими живописными работами. В религии – с предметами культа. Здесь же, при воссоздании Царских врат, речь шла о монументальном ювелирном произведении. То есть, опыта как такового у отечественных реставраторов практически не было. В мастерской художников элементы убранства врат предварительно лепились из пластилина с пенопластом. Это были своего рода пробники, с которыми шли в храм, проверяя точность работы, внося коррективы. А перед этим сделали фотографию. Заметно помогла в данной работе литография Карелина – одного из тех русских художников, кто работал над мозаикой купола храма. Затем фото увеличили, ввели в компьютерную программу, раскрасили. Только после этого взялись за лепку, прорисовали… Благодаря сохранившемуся каркасу, а также створкам, на которых имелись отверстия для крепления декора, удалось высчитать размеры врат: 475 на 180 см. Вес же их «в полном облачении», то есть, с резьбой, серебряным окладом, киотами и иконами, достигает в общей сложности 600 кг! С возрождением храма в конце ХХ-го века, вернулась сюда и музыка. В июне 2007 года в рамках традиционного фестиваля «Звезды белых ночей» маэстро Валерий Гергиев организовал в его стенах концерт хора Мариинского театра. Артисты исполнили «Всенощное бдение» Рахманинова. Что было воспринято как некий символ, «перекличка»: ведь данное произведение русского композитора было написано в начале двадцатого столетия, когда возводился и храм. С этим храмом связано немало петербургских легенд. Одна из них гласит о стонах убитого императора, которые можно якобы слышать раз в год 1-го марта. Появилась даже специальная молитва-заговор: «Спас-на-Крови! Спаси нас, спаси! От дождя, от ножа, от волка, от дурака, от ночной мороки, от кривой дороги». Путешествия: Санкт-Петербург: Почему здесь никогда не спрашивают, который час Внутренний туризм: Топ-8 супермест в Казани

Кто защищает в Петербурге от ножа и дурака?
© Свободная пресса