Стажёр месяца: «Бюро работает 24 часа в сутки» 

Стажёр месяца: «Бюро работает 24 часа в сутки»
Фото: Strelka Magazine
Руслан Маннапов учится на пятом курсе архитектурного университета, но уже успел пройти стажировку в индийском офисе «Архитектуры без границ», парижском бюро Кэнго Кумы и студии в Пекине. О последней Руслан рассказал Strelka Mag.
Предыстория
Я родился на юго-востоке Республики Татарстан и учился в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. На четвёртом курсе стал работать в студии TIArch, а в 2017 году занял первое место в конкурсе на разработку здания школы в зоне стихийных бедствий. Призом стала стажировка в международной организации «Архитектура без границ» (ASF India. — Strelka Mag). Оттуда на волонтёрской основе меня отправили на юг Индии, где я месяц работал над проектами для людей с ограниченными возможностями. После этого отправился стажёром на полгода в парижский офис бюро Кэнго Кумы, где работал над музеем Андерсена в Дании, отелем в Париже и музеем судоходства в Сен-Мало.
О том, что меня пригласили на стажировку в пекинский офис Стивена Холла, я узнал из Парижа, прямо во время стажировки у Кэнго Кумы. Мне ответили почти через год после того, как я отправил заявку. Финальное интервью я проходил в парижском во время обеденного перерыва. И это было самое длинное интервью, которое мне приходилось проходить: на него ушло больше часа. Мне задали несколько вопросов о том, где я учился и для чего мне стажировка. Затем мы говорили о моих проектах и выяснилось, что портфолио устарело, поэтому мне предложили обновить его. На следующее утро я отправил письмо в пекинский офис, а через пару дней узнал, что меня взяли.
Условия стажировки
​Steven Holl Architects — мастерская американского архитектора Стивена Холла, которого в 2001 году журнал Time назвал лучшим архитектором Америки. Бюро появилось ещё в 1976 году и известно горизонтальным небоскрёбом Vonke в Шэньчжэне, центром в Праге, кампусом Университета Айовы и нашумевшим концептом Национального музея современного искусства в Москве.
Продолжительность: 6 месяцев
Срок подачи заявки: в любое время в течение года
Стипендия: 750 долларов
Как устроена работа бюро
Головной офис бюро находится в Нью-Йорке, а в Пекине — его филиал. Стивен Холл открыл пекинское отделение во время китайского экономического бума, когда многие архитекторы создавали небольшие филиалы в Китае. Он меньше нью-йоркского — там работают от 10 до 12 человек в зависимости от того, сколько интернов набрали, а в Нью-Йорке — 45 архитекторов. Из-за разницы в часовых поясах в бюро трудятся в две смены: когда засыпает один офис — просыпается другой. Тайминг рассчитан так, что работа над текущими проектами вообще не останавливается. Можно сказать, что бюро работает 24 часа в сутки.
В пекинском офисе столы стоят в два ряда, в каждом по четыре места — тебя окружают коллеги, с которыми вы совместно делаете проект. В переговорной находится большой выдвижной стеллаж с неоцифрованными чертежами и эскизами Стивена Холла. Там можно посмотреть на работы архитектора ещё в ручной графике.
В Китае принято заказывать блюда и есть их всем вместе, поэтому мы часто обедали всем офисом: заказывали целый набор и делились друг с другом за общим столом. В напряжённые дни приходилось есть не отрываясь от компьютера. Рядом с офисом находится небольшой парк с прудом и деревьями, поэтому в хорошую погоду мы обедали на улице. Там было приятно находиться: много тени и прохлады, что спасало в жаркие пекинские дни.
У меня были сложности с языком в Пекине, несмотря на то, что Китай всё больше становится международным. В офисе было только два иностранца: я и директор из Соединенных Штатов. Все хорошо говорили на английском, но между собой зачастую беседовали на родном — в эти минуты я немного отключался от коллектива. Во время общения с заказчиками и местными поставщиками я пользовался Google-переводчиком, но он зачастую переводил некорректно. При этом процессу работы это никак не мешало: на помощь всегда приходили мои коллеги.
Над чем удалось поработать
Моей первой серьёзной задачей был конкурсный проект культурного центра. В нём должны были расположиться выставочные пространства, галереи и концерт-холл. Мне нужно было придумать фасады и формы для двух зданий. За весь дизайн отвечал Стивен Холл, а он известен эскизами, которые от руки рисует перед началом работы над каждым проектом. Чтобы не ошибиться, я следовал архитектурным акварелям, которые Стивен нарисовал в Нью-Йорке и отправил к нам в Китай.
Самым важным для меня стал проект некрополя религиозного центра в столице Тайваня. К нему я возвращался несколько раз за полгода. Комплекс состоит из нескольких сооружений: от музея до мест хранения погребальных урн. Я работал над интерьером и ландшафтными деталями: размещением деревьев и подъездов.
В проекте семиэтажного офисного здания в Пекине я помогал с чертежами и рендерами. Его сложность была в том, что многие наши предложения не подходили под строгие строительные нормы и правила Пекина. Другой проект, в котором я тоже принял участие, реализовывался на юге Китая. Это офисное здание в тридцать этажей состояло из двух высоток, объединённых переходом. Стивен часто использует этот приём. Бывало, что между двумя зданиями он перекидывал мосты в 20–30 метров, а в одном из таких даже разместил бассейн. На этом проекте я много работал: делал разрезы и модели колонн. Мы сотрудничали с известным китайским конструктором и работали по его расчётам.
Раз в неделю после работы мы выходили на связь с Нью-Йорком. Китайский файервол не мешал нам обмениваться информацией: для общения мы использовали специальную программу. С главным офисом мы обсуждали документы по проекту, а Стивен нас консультировал.
Кроме этого, через меня иногда проходили последние чертежи, которые шли к конструкторам. В эти моменты на мне лежала большая ответственность: если бы я допустил ошибку в деталях чертежей, то и на объекте их сделали бы неправильно.
о жизни в пекине
Для меня стал открытием китайский культ еды. Все мероприятия в нашем офисе были связаны с походами в ресторан, чтобы попробовать то или иное блюдо. Моим коллегам было интересно смотреть на мою реакцию на их кухню. В Китае принято обедать с каждым новым сотрудником, чтобы узнать его лучше. А в конце его первой недели все вместе идут ужинать — узнают, как прошли первые дни, шутят и едят.
Каждые полгода сотрудники бюро вместе выбираются за город на пикник. Как раз после моего отъезда они ездили к Великой Китайской стене и гуляли на природе. С теми, с кем я особенно подружился, по выходным мы гуляли по городу: коллеги показали мне новые постройки известных международных архитектурных бюро и рассказали про их проекты. При этом мы гуляли и по старым районам — в городе много исторических знаковых зданий, которые не найти на ArchDaily.
Я работал пять дней в неделю и иногда по субботам. Но в свободные дни выбирался туда, куда мог добраться на пятичасовом поезде. От Пекина отходят электрички — на них я съездил в Шанхай, Тяньцзинь и много путешествовал вокруг Пекина. Когда понимал, что работать в субботу не нужно, то после рабочего дня с рюкзаком шёл на поезд, ехал в другой город, ночевал там и возвращался обратно к понедельнику. Однажды я даже попал на национальный праздник и Dragon Boat Festival. По такому поводу в Китае было три дня выходных, и в эти дни я смог съездить к Великой Китайской стене. При этом все билеты мне покупали коллеги, а я отдавал им деньги наличными: в Китае у меня не работал телефон.
о том, чему научился
Перед поездкой по стажировкам я поставил себе задачу: получить опыт в мастерских с чётко выраженным архитектурным языком и собственным стилем. Я хотел стажироваться в таких местах, на работы которых можно взглянуть и сказать: «Это построил Стивен Холл — сто процентов». Самым интересным было то, что такие люди работают не в одиночку, а совместно с огромным коллективом людей.
Я хотел узнать, каким образом архитекторы меняют свой подход работы и начинают говорить на языке того или иного архитектурного бюро. В работе я понял, что сотрудники Стивена Холла не меняют свои взгляды и установки, а принимают его видение, дополняя его своими идеями. Этих двенадцать человек, работающих в Пекине, выбирали очень тщательно: они должны были понимать идеи Стивена. А у него очень яркий художественный подход. Он изучал работы русского авангарда, его любимый художник — . Стивен — сам художник и архитектор одновременно, поэтому чувствительно подходит к проектам. С помощью своих акварельных рисунков и графики он создал собственный архитектурный язык, на котором и работают все люди в его бюро. Благодаря ему же проекты Стивена становятся узнаваемыми во всём мире.
Видео дня. Что будет, если каждый день есть куркуму
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео