Где проходит грань между обычным приемом пищи и чревоугодием

Чревоугодие наверняка не зря считается одним из самых страшных грехов. Однако каждому живому человеку пища просто необходима. Как же увидеть эту тонкую грань между удовлетворением естественных потребностей и неправедным образом жизни? Победа тела над духом Многие старцы и богословы как прошлого, так и настоящего нередко отводили и отводят чревоугодию ведущее место среди прочих страстей. Монах Иоанн Кассиан Римлянин утверждал, что в первую очередь человеку необходимо бороться именно с чревоугодием. «Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается» — писал мыслитель. Архимандрит Рафаил (Карелин) считает, что людское чрево (тело) является его злым другом и добрым врагом. «Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений» — говорит священник. Таким образом чревоугодие – это ничто иное как победа тела над духом. Протоиерей Сергий (Филимонов) уверен в том, что диавол всячески старается «обелить этот грех», сделать его нормой жизни. А митрополит Московский Филарет называл чревоугодие идолопоклонством, так как для подобных грешников их чрево и является тем самым идолом. Именно поэтому так важно вовремя распознать и побороть в себе данную страсть. Признаки чревоугодия Некоторые верующие зачастую приравнивают чревоугодие к обычному обжорству, но, как утверждают священнослужители, это большая ошибка. На самом деле эта страсть многогранна. Чревоугодие действительно выражается в так называемом чревобесии, то есть, как пишет архимандрит Рафаил, «ненасытном желании пищи» вне зависимости от ее вкуса. Цель грешника состоит только в том, чтобы набить едой свой желудок. Однако, кроме чревобесия, в православии выделяют также гортанобесие. Преподобный авва Дорофей писал, что гортанобесие выражается в том, что «человек ищет приятности пищи». Люди, подверженные этому греху, долго смакуют каждый кусочек и даже, по словам аввы Дорофея, порой не осмеливаются проглотить его. Священник Максим Каскун в своей лекции, посвященной страсти чревоугодия, вычленил также чревообъядение (когда человек употребляет пищу сверх меры), чревонеистовство (когда человек теряет рассудок при виде еды) и сытость (когда человек находится в бесконечном процессе пищеварения). Богослов и христианский писатель Гермоген Шиманский называл одними из видов чревоугодия пьянство и табакокурение. Как бороться? Как же побороть в себе страсть чревоугодия? Варсонофий Великий рекомендовал в первую очередь просить помощи у Господа, чтобы Он даровал силы для преодоления в себе этой страсти. Преподобный авва Дорофей советовал прежде всего следить за собой и подмечать в своих помыслах или поступках греховность. Авва Дорофей призывал бороться с порывами взять первый кусок любимого тобою блюда, усилием воли удерживаться от преждевременного принятия пищи и т.п. Гермоген Шиманский утверждал, что для борьбы с чревоугодием необходимо в обязательном порядке соблюдать все посты. А, будучи в гостях, отказываться от запретного угощения. Преподобный Иоанн Лествичник призывал верующих к воздержанию, причем, в определенном порядке. Сначала Иоанн Лествичник рекомендовал отказаться от еды «утучняющей» (например, от жирной пищи), затем от «разжигающей» (например, от пряностей и алкоголя), а после от «услаждающей» (от вкусной). Преподобный искренне желал каждому быть не рабом, а господином своего чрева.