Как устроено новое пространство «Гаража»
В феврале музей «Гараж» открыл новую арт-резиденцию в павильоне «Школа на 280 учащихся» на ВДНХ. Strelka Mag побывал в новом пространстве и выяснил, как устроены мастерские, зачем «Гаражу» еще одно здание и как это повлияет на ВДНХ. Музей современного искусства «Гараж» начал поддерживать российских художников еще в 2012 году, выдавая им гранты. В 2017 музей организовал Триеннале современного искусства, куда приехало более 200 художников со всей России. Открывшиеся в этом году мастерские и арт-резиденции «Гаража» на ВДНХ — еще один этап поддержки отечественного искусства. В новом здании находится 18 пространств: в 14 из них на протяжении полугода будут работать московские художники, а еще четыре на три месяца становятся арт-резиденциями для участников из регионов. Все мастерские выдавали бесплатно, а каждому художнику ежемесячно платят стипендию на расходные материалы. Всего в новом пространстве будут работать 18 художников. Их состав определил внутренний совет кураторов музея. Резиденты мастерских: Настя Кузьмина, Ганна Зубкова и Антон Забродин Само пространство находится в отреставрированном павильоне «Школа на 280 учащихся» на ВДНХ, который в советское время превратился в поликлинику, а после долго пустовал. Внутренний интерьер наполнят сами художники, обустроив свои мастерские и общие зоны. У основного здания есть пристройка, и что с ней будет дальше тоже решат художники. Они могут её перекрасить, перестроить или сделать открытой для всех. Главная цель резиденции — объединить художников со всей России в одном физическом пространстве и познакомить их, создав среду для обмена знаниями и опытом. зачем «Гаражу» еще одно пространство Антон Белов, директор музея «Гараж» «Гараж» сегодня развивается как кампус — это уже не одно большое здание с обычным устройством. У нас появляются отдельные проекты в разных местах Москвы со своей инфраструктурой и особенностями. А ВДНХ сейчас переживает этап возрождения и переосмысления своей роли в городе. Кроме этого, в парке всегда проходили выставки — от технологических фестивалей, до книжных ярмарок. Поэтому нам стало важным создать в нём новую точку притяжения, связанную с творчеством. Вместо того, чтобы взять готовое здание или построить новое, мы взялись за реставрацию старой школы. Мы хотели вернуть её изначальный облик: работа с наследием важна как для художников, так и для прохожих, поскольку она позволяет сохранить историю места. К ремонту мы привлекли бюро FORM и в работе ориентировались на простоту, заложенную архитекторами в изначальный проект. Они прекрасно продумали освещение и планировку для школы». как проходила реставрация Ольга Трейвас, архитектор бюро FORM «Нашей задачей было вернуть зданию его первоначальный вид. Мы сохранили всё, что было возможно, и восстановили окна, ограждения, лестницы и водостоки. Мы также поработали над перекрытиями, приспособили планировку бывшей поликлиники под мастерские. Дальше пространство будет оживать вместе с художниками: интерьер предельно прост и будет трансформироваться под нужды резидентов. Рядом со зданием школы есть пристройка. Раньше там находилось отделение рентгенологии. Она станет общим пространством для коллективной работы художников. Это здание, в отличие от других площадок «Гаража», самое герметичное. Оно не приспособлено для постороннего посетителя. Всё, что внутри, направлено на художников и на общение между ними. Душа этого места — кухня с большим столом, где могут зарождаться смелые коллаборации». как арт-резиденция повлияет на вднх Ольга Говердовская, руководитель Департамента общественных связей ВДНХ «После того, как в 2011 году закрылась поликлиника, постконструктивисткое здание пустовало и требовало капитального ремонта. «Гараж» вышел с предложением организовать новое пространство и отремонтировать площадку. Этот проект стал важен для нас — ведь теперь на ВДНХ появится современное искусство и зарубежные художники. Их не обязывают ничего показывать публике, но они могут выйти за пределы здания и работать на территории парка, переосмыслять его историю. Само здание граничит с Парком ремесел, возможностями которого могут пользоваться художники и развивать свои мастерские». над Чем БУДУТ работать ХУДОЖНИКИ мастерская Ганны Зубковой, Минск «Я занимаюсь видео-инсталляциями, философией и перфомансами, поэтому моя мастерская так и останется пустой и белой. Мне нравится, что она свободна от всего лишнего. В этой резиденции потрясающий контекст для работы — само место заряжено энергией ВДНХ. Чтобы сюда добраться, нужно полчаса идти через всю историю парка — от старого павильона «Космос» до Макдональдса, построенного совсем недавно. Это очень уединенное место, но при этом мы сами создаем в нём жизнь». мастерская Антона Забродина, Калининград «Школа фланёрства — это часть перформативной программы, которую я буду проводить здесь на протяжении полугода. Я хочу исследовать калининградскую идентичность — то, что отличает место, где я родился и к которому эмоционально привязан. Этот город находится довольно далеко от Москвы, поэтому мало кто приезжает туда просто так. Я хочу рассказать о нём на открытых мероприятиях. Я и сам до конца не представляю себе Россию, поэтому рад, что в этой резиденции собраны люди из разных городов». мастерская Влада Михеля, Челябинск «Я впервые в такой резиденции, и это, в некотором смысле, выход из зоны комфорта. С одной стороны, она даёт большую возможность: есть пространство, где ты можешь сделать всё, что хочешь — остаётся только придумать. С другой, ты оказываешься в особом коллективе, с которым нужно взаимодействовать. Я из такого рода художников, которые ведут закрытый образ жизни, не очень любят показывать этапы своих работ и много общаться. Поэтому это будет очень полезный для меня опыт — наладить связи и вступить в диалог по поводу своих и чужих работ. Сама мастерская очень подходит для моих проектов: сейчас я готовлю инсталляцию на тему гендера, а также видео-перфоманс, который буду снимать прямо тут». мастерская Насти Кузьминой, Москва «Я создаю видео-инсталляции и делаю перфомансы. Всё это складывается в последовательность: сначала я совершаю определенное действие или создаю ситуацию, затем документирую, а после появляется видео-инсталляция. Для меня очень важно пространство, в котором происходит каждый этап. Подобные мастерские — возможность реализовать то, что ты долго копил, но не было подходящего места. Я заметила, что по всему зданию висят колонки, похожие на школьное радио, и решила устроить внутренний проект. Записать, как художники что-то рассказывают, читают или поют, и целый день транслировать это по нашему радио».