Ещё

Как директор Татьяна Архипова перезапустила БДТ 

Фото: Собака.ru
Директор БДТ имени Г. А. Товстоногова вместе с художественным руководителем Андреем Могучим стала соавтором новейшей истории театра, который 15 февраля отмечает свой столетний юбилей. Вы работали в бизнесе, а потом оказались в сфере культуры. Сложный был переход?
Не сложный. Интересный. В театре много того, что есть в любых организациях: бухгалтерия, контрактная служба, трудовые отношения, производство. Вопрос зарабатывания денег тоже актуален. Но надо учитывать специфику творческого процесса, потому что здесь он и есть основная деятельность. А у людей, занятых творчеством, другие методы принятия решений, иные способы функционирования. Механизм возникновения продукта тоже другой. Поэтому важная часть работы — быть внимательным к этим особенностям и не нарушать тонкие связи. Часто вспоминаю уроки , с которой мы подружились во время моей работы в Михайловском театре. Она пела во всех лучших театрах мира и точно знала, чем хороший директор отличается от плохого. Театр — это такое место, где возможно все. Здесь нет слова «нельзя». Ты не можешь сказать: «Этого не будет, так невозможно». Потому что в ответ услышишь: «Я так хочу, и мне это нужно». И все. Ищи решение — технологическое, финансовое, менеджерское. В театре должны случаться чудеса. Здесь люди летают, ходят по канату, исчезают, появляются. И все это будет придумано, произведено и показано, даже когда кажется, что не успеть и все пропало. В какой-то момент все оказываются заражены театральной бациллой, и это настолько мощно, что так будет и дальше, когда нас уже не будет Что самое трудное в работе директора театра?
В театре недопустим никакой фаворитизм. Есть спектакли, которые мне нравятся больше прочих. Есть артисты, которыми я восхищаюсь в любой роли, и те, кто, наоборот, меня как зрителя не вдохновляет. Но об этом даже думать не стоит, ведь мысли так или иначе отражаются в поступках. Кроме того, БДТ — это имя, которое многое значит для самых разных людей. Где бы ты ни был, как только выясняется, что ты из БДТ, каждому человеку есть что сказать: обсудить постановку, вспомнить, как встретил в самолете Алису Бруновну, рассказать про зятя-осветителя. Невероятная ответственность перед городом и миром. У вас, наверное, есть управленческие секреты?
Конечно! Недавно выяснилось, что я снюсь своим подчиненным. Не знаю, как я этого добиваюсь, но наутро ко мне приходят доложить, что все, что мы обсудили во сне, уже запущено в работу, недоделанное — выполнено. Очень удобно.
Большой драматический театр всегда будет местом силы
Как театр собирается отмечать свое 100-летие?
Планируем провести торжественную юбилейную церемонию 3 марта. Кроме того, столетие театра — повод разобраться в том, кем были люди, которые все это затеяли. Исследователь пишет книгу, посвященную рождению БДТ, его первым годам. Думаю, всем будет интересно взглянуть на никогда прежде не покидавшие архивов документы, прочитать о редких фактах, связанных с нашей историей. Вот-вот выйдет особый, коллекционный номер журнала «Сноб» целиком о БДТ. Сюрпризы тоже будут. Следите за афишей. Если бы это было возможно, с кем из выдающихся людей, служивших в БДТ, вы бы хотели увидеться?
С Александром Блоком — первым художественным руководителем театра. Его революционные идеи во многом определяют наш путь и сегодня. А еще — с легендарными артистами , и Павлом Луспекаевым. Их все помнят и любят потому, что они были совсем особенные. А с Товстоноговым?
В театре и сегодня служат люди, которыми руководил Георгий Александрович. Эффект его присутствия есть, так что мы с ним видимся часто, пусть даже и в формате спиритического сеанса.
Андрей Могучий: «Мне интереснее говорить с подростками, потому что они будут формировать наше будущее»
От чего вы в жизни получаете больше всего удовольствия?
Когда я вижу, как что-то становится лучше, чем было. Эти перемены не всегда заметны, но я каждый день меняю театр к лучшему. А чего вам не хватает?
Мне — времени. Театру — денег. Планов много. И если бы мы были лучше финансово обеспечены, то всем бы стало от этого хорошо. Как стать благотворителем БДТ?
Написать мне. Серьезно. Большинство людей, которые поддерживают театр, сами появились в нашей жизни. Они составляют Клуб друзей БДТ. Как правило, попытки просить деньги у корпораций, которые не знают БДТ, — очень трудозатратный и не всегда эффективный процесс. Но есть люди, для которых поддержка культурных институций — часть жизни. Например, вице-президент компании «Адамант» . Он определяет для себя какие-то направления и совершенно осознанно поддерживает их, занимается именно меценатской деятельностью, а не спонсорской или в обмен на что-то. Есть личные друзья Могучего, которые раньше просто любили БДТ, а с тех пор, как Андрей Анатольевич стал художественным руководителем, помогают театру. Есть моя близкая подруга, очень успешный в бизнесе человек. Однажды, когда денег не хватало катастрофически, я позвонила ей в надежде, что крупное предприятие, которым она руководит, может поддержать БДТ. Узнав, о какой сумме идет речь, она сказала: «Я собиралась купить новую машину, а могу помочь театру, который люблю. Дай мне такую возможность». Что будет с БДТ в следующие 100 лет?
Те, кто придет после нас, будут делать все по-другому, по-своему. Порой лучше, порой хуже. Это природа театрального процесса, его естественный ход. Но здесь всегда будет место силы. Это и в названии театра заложено: Большой драматический. Некуда деваться.
Выпускница факультета социологии ЛГУ имени, А. А. Жданова не планировала работать в сфере культуры. Однако первое признание в профессио— нальном сообществе ей принесла организац