«Сто лет назад всё здесь выглядело бы точно так же»
Три года Даша Каретникова фотографирует Ивановскую горку, исторический район в самом центре Москвы. Девушка знакомится с неравнодушными к горке, собирает их истории и местные артефакты. Сейчас её работы представлены в Центре Гиляровского на выставке «Неосторожно окрашено. Хранители Ивановской горки». Strelka Mag поговорил с Дашей о современном образе района и его хранителях. Даша Каретникова о проекте «неосторожно окрашено» Всё началось, когда мой молодой человек снял квартиру на Ивановской горке. Мы много гуляли, и я полюбила этот район. Поскольку я всегда хожу с фотоаппаратом, то начала фотографировать всё, что мне нравилось. Если Москва — большая деревня, то Ивановская горка — деревня в деревне. Здесь абсолютно не по-московскому тихо, в домах деревянные подъезды. При том, что ты находишься в центре города. Когда я поступала в Школу Родченко, мой мастер Игорь Мухин посоветовал посмотреть фильм «Цвет граната» и сделать оммаж режиссёру Сергею Параджанову. Фильм — это история жизни средневекового поэта, где герои почти статичны и не разговаривают. Режиссёр использует в кадре много предметов старины. Ивановская горка показалась мне идеальным местом для работы в таком стиле. Здесь вся жизнь — и людей, и стен, и артефактов — вне времени. Всё, что можно встретить на Ивановской горке, сто лет назад выглядело бы точно так же. Задание мастера помогло мне сформировать цельную картину. В проекте «Неосторожно окрашено» артефакты, люди и стены — равноправные объекты Ивановской горки. Я люблю мистификацию и использовала её как подход для создания истории. У моего друга в этом районе мастерская со старинными изразцами. Я решила снимать уличные натюрморты: ходила по району с сумкой с изразцами, а когда находила идеальное для них место и свет — фотографировала. Сейчас самый частый вопрос на выставке: «А что, изразцы правда так на улице лежат?» Нет, это мистификация — то, что в кино принято называть «мокьюментари». Я делаю не исторический или краеведческий проект, а художественную историю о жизни Ивановской горки в настоящем времени. В Instagram давно существует хештег «Таджик Ротко». Им отмечают интересно окрашенные стены, похожие на художественные полотна. Ивановская горка — кладезь таких стен. В окрестностях работает много уличных художников, чьи произведения регулярно закрашивают. Сегодня одна стена, завтра — другая. Сперва я хотела документировать изменение стен на Ивановской горке для себя. А когда увидела на стене надпись «неосторожно окрашено», поняла, что район подсказал мне название проекта. Одна из фотографий, попавших на выставку, — трещина на жёлтой стене. У меня были свои мотивы её сфотографировать: тень от дерева и блики от окон создали интересную композицию. Оказалась, что это — ограда дома, где родился композитор Скрябин. Напротив находится жилой дом, где снимали фильм «Оттепель», на соседнем здании висит самая загадочная вывеска в Москве — «Мосхлебмонтаж», и в этом же дворе расположена мастерская дизайнера и художника Стаса Жицкого, который придумал дизайн упаковки сока Rich. Люди — одна из составляющих моей истории об Ивановской горке. Не важно, живут они здесь или работают — почти все неравнодушны к району. Именно таких я и снимала. С кем-то знакомилась случайно, с кем-то намеренно. Первым героем стал Николай Аввакумов. Он живёт в доме Ярошенко и чувствует ответственность за все изменения, происходящие в районе. Про него на Ивановской горке есть поговорка: «Нет бога кроме Гиляровского, и Николай Аввакумов — пророк его». Он администратор группы «Ивановская горка» в Facebook, реставратор и скульптор. Николай уже десять лет самостоятельно ухаживает за домом, в котором живёт. Сейчас он создал благотворительный фонд «Хитровка» и с разрешения властей на свои средства и пожертвования в фонд занимается реставрацией дома. Я захотела поддержать Николая, поэтому для всех мероприятий, связанных с выставкой, напечатала наклейки с изразцами и стенками. Их можно взять бесплатно и по желанию пожертвовать деньги в фонд. Когда при замене асфальта в Хитровском переулке открыли дореволюционную мостовую, Николай первый запостил её в своем профиле в Instagram, поэтому я решила сфотографировать его на брусчатке. Я подумала: неудобно класть реставратора на дорогу, и взяла с собой простынь, а он пришел с веником, чтобы подмести брусчатку. Так, не сговариваясь, у нас появились две версии того, как лечь на плитку. Игорь Белый Игорь Белый — директор книжного «Гиперион» на Хохловке. Про дом, в котором находится его книжный, Игорь написал отдельную книгу под названием «История места». На углу этого необыкновенного дома — одноэтажная округлая пристройка. Раньше в ней находилась паровая машина для типографии. Когда мы встретились с Игорем, я попросила его рассказать про свои любимые места на Ивановской горке. Он рассказал подлинную историю возникновения «ссаного угла». На фотографии, попавшей в проект, Игорь запечатлён именно в этом примечательном месте. Угол образовался между фасадами двух домов и никому не принадлежит ещё с XIX века. Алла Владимировна С Аллой Владимировной, старейшим обитателем дома Голосова, я познакомилась случайно. Она почти ничего не видит и всегда ходит со «слепой собачкой Тёмочкой». Как-то она услышала мой голос и попросила перевести её через дорогу. Мы разговорились, и я поняла, что надо её сфотографировать, ведь Алла Владимировна сама как изразец. Изучая Ивановскую горку, я поняла, как много творческих людей здесь работает и живёт. Например, Катя и Илья — муж и жена, на выставке я поместила их портреты в одном зале. Илья активный градозащитник, археолог-любитель, который вместе с женой и маленьким сыном активно следит за всем, что происходит в городе. Эта пара — большие фанаты Ивановской горки, хоть и не живут там. Это напоминает республику Ужупис в Вильнюсе, где есть своя конституция, флаг, президент, министры и даже армия. Ивановскую горку можно было бы сделать московским Ужуписом. Не все герои выставки связаны друг с другом, и некоторые узнали друг о друге только благодаря проекту. Если создать республику, то, думаю, они легко бы объединились во имя сохранения атмосферы потрясающего района.