«У тебя лапки? Иди погуляй». Леонид Черный (Rambler) – о тараканах в головах продакт-менеджеров
Люди и тараканы очень разные, но бывают случаи, когда они встречаются. Обычно это происходит в головах. Я имею в виду ситуации, когда тараканы определенного типа поселяются в головах менеджеров. [...] Да, большинство из них белые и пушистые, но бывают и такие, с которыми можно и нужно бороться. Фото: Product Owner Meetup А теперь подводка. Я, собеседуя людей, обычно задаю вопрос: «За что вы, человек, которого я планирую нанять, уволили бы на моем месте менеджера продукта?». Бывают интересные ответы: пьянство на работе, равнодушие к проекту, плохие проектные показатели, неурядицы с командой. Интересный набор. Это самые популярные варианты. [...] Но так ли это важно? Являются ли подобные обстоятельства пререквизитом к тому, чтобы я как руководитель сделал вывод о том, что необходимо человека уволить? Давайте разберем по порядку. Где проходит грань между пьянством и культурным отдыхом? Все ли сделано в проекте или существуют какие-то внешние факторы, которые повлияли на то или иное действие? Равнодушие или беспристрастность? Грань очень тонкая, и важно понимать, где она проходит. Конечно, все мы люди, все человеки, но должно ли это влиять на работу или на мое решение? Непонятно. На этих тараканах можно ловить других, посерьезнее. И вот о них я и хочу сегодня поговорить. Первый таракан Сначала байка. Я расскажу историю, как года три назад на веб-саммите в Лиссабоне выступал довольно популярный и активно матерящийся человек по имени Гари Вайнерчук, который, несмотря на всю хайповость своего доклада, затронул одну простую, но глубокую мысль. Фото: Product Owner Meetup Он говорил про один стартап, который решил своим продуктом проблему пользователя и поэтому стал довольно востребован. А что произошло с ним дальше? Проходит год, проходит два. Стартап продолжает решать эту проблему. Или придумывать несуществующую, которую можно накрутить на готовый продукт. А проблематика, которой он занимался, уже несколько изменилась. Падает популярность, успех, продуктовые метрики. А они этого не видят. У них есть продукт, и они его любят. Я задумался, как это можно уложить в работу с продуктом, и поймал интересный баг. Он заключается в том, что многие менеджеры продукта видят своей основной должностной обязанностью генерацию фичей и запуск их в производство, а не решение проблем пользователя. Фото: Product Owner Meetup И это таракан, за которого я увольняю. Потому что любой продукт, который не отвечает запросам потребителей — бессмыслен и бесполезен. А генерацией фичей может заниматься любой алгоритм. «Биг Мак» и «Биг Мак с беконом» Мне кажется, это хороший пример того, как к этому вопросу подходят большие компании. У «Макдональдса» четыре года назад появилась фича, которая позволяет добавлять или убирать ингредиенты из популярных бургеров. А дальше с помощью простого анализа было посчитано, какой ингредиент люди хотят видеть чаще всего в «Биг Маке». Бекон! Прикольно, неожиданно. Надо ли нам переделывать «Биг Мак» для того, чтобы удовлетворить 25 или 30% пользователей? Или мы можем запустить другой продукт для тех, кто любит собирать бутерброд по частям? Дальше началась коммуникация о том, что, это не тот же бургер, а другой, который стоит рядом. Этим они не убивают основную аудиторию потребителей, а добавляют к ней новых потребителей. Про целесообразность Какие вопросы надо задавать себе или продакт-/проджект-менеджеру, который приходит с идеей про новую фичу? Какие есть другие опции? Зачем мы это делаем? На основании каких данных мы приняли решение? Сколько времени и ресурсов это займет? И сколько это нам будет стоить? И сколько мы получим в результате? Мы ж за все хорошее, за деньги. Второй таракан Я очень люблю Ваню Замесина и всю ту прекрасную историю, которую он сделал для популяризации качественных исследований, завернутых в форму Customer Development. Но чем больше я общаюсь с людьми, которые пришли в профессию три-четыре года назад, тем чаще я ловлю их на попытке решить любые свои проблемы с помощью CusDev. Фото: Product Owner Meetup Они находятся в твердой уверенности, что это – серебряная пуля. А у меня есть стойкое желание интерпретировать это как невозможность осознанного принятия решения и попытку свалить ответственность на кого-то другого. У тебя лапки? Иди погуляй. В итоге высока вероятность сделать не то, не так или невовремя. Какой подход в этом месте я рекомендую применить? Есть грань, которая проходит в двух измерениях. В первом измерении она проходит по аудитории. Если у вас новая компания, сайт или проект, то качественные исследования помогут вам понять свою аудиторию и рынок. [...] Вторая грань проходит через объем этих измерений. Фото: Product Owner Meetup Ответственность всегда лежит на одном человеке. Поэтому собирать совещание для того, чтобы решить проблему, которая находится только в твоем ведении, это просто способ увильнуть от должностных обязанностей. [...] Тот факт, что вы находитесь на этой позиции, означает, что компания вам доверила самое дорогое, что у нее есть, – своих пользователей. Не подведите и берите ответственность на себя. Некоторые высказывания приведены не дословно в целях благозвучия и сохранения контекста. Материалы по теме: «Я прошел все стадии развития продакт-менеджера и совершил очень много ошибок. О них и хочу рассказать» «Хороший проджект-менеджер — это человек с психологией спортсмена»: как определить подходящего кандидата Вы идете на собеседование на должность продакт-менеджера. Какие вопросы вам обязательно зададут? 5 вещей, которые не должен делать менеджер по продукту Лучший вопрос на собеседованиях на должность менеджера по продукту Фото на обложке: Prouct Owner Meetup