И стены имеют души. Как появились уникальные горьковские здания
И стены имеют души. Как появились уникальные горьковские зданияАрхитектор Александр Яковлев – человек, который без преувеличения определил облик Нижнего Новгорода. Чкаловская лестница, монумент на площади Свободы, дом № 1 по улице Минина – все эти визитные карточки областного центра создавались при его непосредственном участии. Неслучайно 140-летний юбилей Яковлева стал событием городского масштаба: в киноцентре «Рекорд» открылась выставка и состоялся памятный вечер, где была представлена книга, посвящённая знаменитому архитектору. Часть материалов для этой книги подготовила внучка Александра Яковлева – Ирина Михайловна. Она поделилась с нами историями о том, как рождались архитектурные шедевры. В балансе простоты и красоты С Ириной Михайловной Яковлевой я познакомилась полгода назад, за 2000 километров от Нижнего Новгорода, в столице Абхазии Сухуме – городе-побратиме Нижнего. Мы сидели у неё дома, из окна которого видно море, и листали тяжёлый альбом со старинными фотографиями. «Естественно, я очень хорошо помню и дедушку, и бабушку, хотя мне было всего семь лет, когда их не стало. Помню очень радостную атмосферу дома, большой семьи, атмосферу безусловного счастья взахлёб, когда каждая минута общения в радость», – рассказывает Ирина Михайловна. Архитектор Яковлев приехал в Нижний Новгород в 1924 году опытным мастером. Свою карьеру он начинал в родном Санкт-Петербурге. Его отец – известный правовед – умер, когда сыну не было и девяти: мальчика отдали в приют принца Ольденбургского, затем он окончил архитектурное отделение Высшего художественного училища Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Учился Саша в мастерской ректора училища Александра Никаноровича Померанцева – мэтра русской архитектуры, и по окончании учёбы стал его помощником. Кстати, Померанцев проектировал несколько павильонов для Нижегородской промышленно-художественной выставки. Однако в Нижний Новгород Яковлев попал не сразу. Вначале уехал в Болгарию, где в Софии по проекту Александра Никаноровича возводился кафедральный собор Александра Невского в честь 200 тысяч русских воинов, погибших при освобождении Болгарии от османского ига. Сейчас этот храм справедливо считается одной из главных достопримечательностей Балкан. После того как было завершено строительство огромного, на 5000 человек, собора, Яковлев вернулся в Санкт-Петербург. В годы Первой мировой войны руководил восстановлением мастерских на Охтенском заводе взрывчатых веществ.В 1917-м молодого архитектора вместе с семьёй вытащил из голодного революционного Петербурга родственник Яковлевых Николай Павлович Беклешов, главный инженер Кулебакского горного завода. Александр Яковлев стал на заводе заведующим хозяйственно-строительным отделом. В 1920 году он перешёл на должность заведующего техническо-производственным отделом Выксунского металлургического завода, а в 1924 году получил приглашение в Нижний Новгород… Старший сын Яковлева Александр Александрович Яковлев-младший унаследовал и профессию отца. В городе Горьком по его проектам построены пожарное депо на улице Пушкина, жилые дома на улицах Грузинской и Варварской. Лестница в небо Внучка архитектора уверена: время, в которое работал Яковлев в нашем городе, не соответствовало его потенциалу. «Главная отличительная черта Александра Александровича – безумное трудолюбие и фантастическая любовь к архитектуре», – вспоминает Ирина Михайловна. – «Дед отдавался своему делу круглые сутки всю жизнь. Но, на мой взгляд, архитектору Яковлеву крупно не повезло с периодом времени, на который попало его творчество, – 20-50-е годы ХХ века – трудные для страны и очень непростые для архитектуры. Предыдущим поколениям архитекторов выпадала возможность подарить большую часть жизни проектам возвышенной красоты – храмам, дворцам… А Александру Александровичу после строительства собора Александра Невского в Софии пришлось проектировать промышленные корпуса и минималистические фасады, в 30-е – нарочито простые жилые дома. В войну он занимался маскировкой промышленных объектов, проектированием бомбоубежищ. Конечно, были и проекты иного плана… Хотя деду, мне кажется, было всегда интересно: интересно строить, строить то, что нужно». Первым большим его нижегородским объектом стал многоэтажный жилой дом нового типа, предназначенный для рабочих. Выросший в историческом центре Нижнего Новгорода в окружении двухэтажных жилых домов ХIХ века и получивший в народе название «чернопрудский небоскрёб», он и по сей день стоит на углу улиц Пискунова и Алексеевской. Подавляющее число новосёлов там были рабочими, а жильё они получили, можно сказать, элитное – с редким по тем временам электричеством, паровым отоплением, водопроводом, кухнями и даже общей прачечной в подвале. Чудо-дом был сдан к 10-летию Октябрьской революции в 1927 году. К той же дате увидел свет первый в Нижнем Новгороде монумент по проекту Александра Яковлева – это памятник Ленину на месте баррикадных боев 1905 года, на улице Коминтерна. Вскоре, в 1930 году, был воздвигнут второй яковлевский монумент – в сквере на площади Свободы – памятник героям и мученикам революции 1905 года. А ведь параллельно со сдачей «небоскрёба» был спроектирован комплекс из пяти четырёхэтажных жилых домов, расположившийся неподалёку – на пересечении улиц Алексеевской (в то время Дзержинского) и Грузинской. В те же годы увидела свет и первая в городе советская школа имени 10-летия Октября на Верхневолжской набережной (ныне – старый корпус ННИИТО). На крыше имеется площадка для наблюдений, заметная с улицы Минина. Эта деталь предназначалась для школьной обсерватории. Во время Великой Отечественной Александр Александрович проектировал бомбоубежища. А с 1944 года совместно с известными московскими архитекторами Рудневым и Мунцем – монументальную Чкаловскую лестницу, соединяющую верхний и нижний горизонты волжской набережной. Это стало его последней знаковой для нашего города крупной работой. Хотя активная профессиональная деятельность архитектора продолжалась и в послевоенные годы.Родные люди Знаменитый архитектор был ещё и ярким художником, оставившим массу эскизов, путевых пейзажей, портретов. Одним из любимых объектов рисования была его супруга, Юлия Петровна. «Дед был влюблён в бабушку всю свою жизнь и рисовал её очень часто», – комментирует Ирина Михайловна. – «Редкостно гармоничная пара, они ушли из жизни с разницей в полгода. Когда Александра Александровича не стало, Юлия Петровна просто перестала принимать лекарства…» Похоронены Яковлевы на Бугровском кладбище, а в Горьком они жили на улице Больничной, 33. Теперь улица носит имя лётчика Нестерова, а вместо уютного деревянного дома, построенного по проекту Александра Александровича, стоит безликий стандартный «пряник». Ирина Михайловна улыбается воспоминаниям, а я поражаюсь сходству лиц на фото, на рисунках и в жизни: она, хранительница памяти рода, невероятно похожа на свою бабушку. Сейчас внучка архитектора работает над огромным, практически бесконечным проектом – составлением родовой карты, находится в активном общении с множеством исследователей из самых разных уголков земного шара. Некоторое время назад судьба свела Ирину Михайловну с Ольгой Ивановной Наумовой – главным редактором издательства «Кварц». Так и родилась идея книги о знаменитом архитекторе. Её первая часть – это профессиональный анализ творческой деятельности Яковлева, проведённый доктором архитектуры, профессором ННГАСУ Ольгой Владимировной Орельской. Её отец, именитый нижегородский архитектор, работал рука об руку с Яковлевым. Вторая часть книги – «Семейный альбом», любовно собранный внучкой архитектора: в нём воспоминания, письма, рисунки, исторические фотографии и документы из семейных архивов, большая часть которых публикуется впервые. Такой богатый материал явно будет интересен не только ценителям архитектуры, но и всем, кто любит свой город. Мария Федотова