Войти в почту

«Не искать, а находить». Живописец - о потерях человека из-за комфорта

21 февраля открывается персональная выставка Сергея Воржева «Амазонки». Художник создал собственный фантастический мир, в котором казаки летают по кубанскому небу на марапацуцах - своеобразных дирижаблях из тыкв, кувшинов и самогонных аппаратов, а мифический Минотавр смиренно рисует амазонку. Именно «Амазонки» и называется очередная экспозиция Сергея Воржева. Амазонки с Тамани «Буду выставлять графическую серию, посвящённую женщинам, - рассказывает художник. - Она очень большая, я выбрал лучшие 40 листов - здесь и обнажённая модель, и композиция. Плюс небольшое количество живописных работ». Мифические амазонки - грозные женщины-воительницы - отчаянно сражались с врагами и даже отрезали себе одну грудь, чтобы лучше стрелять из лука. Героини графики Воржева совершенно не похожи на такой образ - они добродушны, очаровательны, с впечатляющими формами и манящими изгибами. «Современная женщина может соответствовать образу мифической амазонки энергией, необычностью, смелостью, красотой, - объясняет художник. - Сейчас негде, да и вовсе не обязательно копьями друг в друга тыкать, как в те времена. Для меня амазонка - это особый дух воительницы, красавицы. Не зря по прошествии тысяч лет о них помнят, говорят, снимают фильмы. Амазонки, если верить Геродоту, в своё время жили в районе Таманского полуострова. Там находят останки женщин в доспехах, с лошадьми, с оружием. Так что территория края исторически связана с ними». Сергей Воржев рисует с 3 лет, а изображать женщин начал, как только поступил на худграф - 50 с лишним лет назад. Удалось ли это время приблизиться к тайне, разгадать прекрасный пол хотя бы в графическом изображении? «Великий японский художник Кацусика Хокусай сказал: «Наконец-то у меня что-то получилось», только когда ему исполнилось 70 лет, - улыбается Сергей Воржев. - Мне ещё 70 нет - может, в этом возрасте что-то и получится. Вообще, графика - это самый трудный и бесконечный вид искусства. Восхождение по линии графического искусства очень тяжело. Если же говорить о мужском и женском, то наш мир вообще дуален, в нём существуют две стороны. Так и Homo sapiens разделяется на мужчин и женщин. Женский пол - влажный, лунный, тёмный. Не в том смысле, что с Луны к нам прилетел, нет. Просто женщина - горшок с влажной землёй. Мужчина - солнечное семя, которое хоть и является противоположностью земли, но, попадая во влажную почву, даёт новую жизнь». Лучшее место на Земле Герои картин Воржева, с одной стороны, - казаки, хуторяне, с другой - амазонки, Минотавра, другие персонажи эллинского мира. Что общего у этих, разделённых тысячелетиями, персонажей? «Да, у них нет общей истории, у эллинов - свои особенности, у казаков - свои, - продолжает художник. - Тем и хороши цветы, что они все разные - было бы ужасно, если в мире росли только розы. Это уже настоящий фашизм. Но объединяют всё это корневые источники энергии. Мы ведь живём в месте, где были и греки, и амазонки, и кентавры, и Минотавр. Кубань и Таманский полуостров в частности - лучшее место в мире, такого не было нигде и никогда. В Кубани жила разнообразная рыба - от осетра и севрюги до шамайки. На обоих берегах были плодородные поля - греки везли сюда амфоры с вином, а обратно забирали с зерном. До сих пор на берегах, особенно на левом - более пологом - лежат миллионы разбитых амфор. Когда поздно осенью в водохранилище падает уровень воды, по осколкам древних сосудов можно ходить». Просить художника объяснить свои картины - глупая затея, но попытка - не пытка. В произведениях Сергея Воржева чувствуется тоска по чему-то ушедшему, навсегда утраченному. Так ли это? «Моё искусство - попытка одного из последних динозавров той эпохи рассказать современному человеку о том, что он потерял, - признаётся художник. - А потерял он настоящую цивилизацию - целесообразную, мудрую, красивую, светлую. Мы уничтожили старый мир и поменяли его на тёплый унитаз. Мы стали хуже жить, едим ужасную пищу, пьём ядовитую воду - ещё и удивляемся, что постоянно болеем. Мы превратились в тепличных, беззащитных существ - нам не угрожает ни холод, ни жара. Пусть раньше жизнь людей была короче, но зато намного более насыщенной. До 17 лет я провёл в станице на берегу лимана: рыбачил, охотился, взрывал оставшиеся с войны снаряды, ходил в лес - был маленьким участников тех традиций. А за последние 50-70 лет всё это уничтожено. В городах сейчас сажают скверики-цветочки, искусственно пытаются создать в микромасштабе природу, окружавшую нас глобально. Но это же не выход!». Искусство, по словам Воржева, может быть абсолютно разным по форме. Как же для себя определяет живописец формулу творчества? «Искусство - это особый вид энергии, которая идёт из космоса - то ли от Бога, то ли из других источников, - говорит художник. - Она попадает внутрь человека, который её перерабатывает и вкладывает в холсты, в графику, в скульптуру, архитектуру - во всё, что может эту энергию сохранять. И со временем мощность потока увеличивается, потому что люди восхищаются, дотрагиваются, смотрят на произведения. Так человечество создало некий аккумулятор, который помогает нам существовать, выживать, делает более глубокими. При этом бессмысленно объяснять словами работу художника - это разные виды творчества. Как можно перерисовать Пушкина или пересказать Сурикова? Это нереально. Литература - это один вид творчества, живопись - совершенно другой». Плацдарм на переднем краю Визуальное искусство может быть разным - простым и понятным, и совершенно не объяснимым. Совриск шагнул дальше - с акциями и перформансами без соответствующей подготовки и не поймёшь, где творчество, а где просто хулиганство. Почему подожжённая дверь здания ФСБ или прибитая к брусчатке мошонка тоже считаются искусством? «Любой человек имеет право на любую стилистику, - уверен Сергей Воржев. - У каждого свой собственный путь. В искусстве нет никаких незыблемых постулатов - каждый имеет право на любой поиск. Иногда это приводит к каким-то абсурдным формам, но это тоже исследование. А порой выливается в новое всемирно известное направление - как тот же сюрреализм или абстракционизм. Люди склонны ступать на белый снег и прокладывать новые тропинки, невзирая на любые запреты. Искусство - большое, протяжённое. У него есть границы, за которые ещё не ступала нога человека, но художнику ничто не мешает зайти на неизведанную территорию и создать там плацдарм. При этом процесс поиска - это не просто блуждание в темноте. Надо садиться и работать, находить решения. Если будешь всю жизнь колебаться - ничего не найдёшь. Тот же Пикассо грамотно сказал: «Надо не искать, а находить». Сергей Воржев приводит пример умершего в 1982 году кубанского живописца Евгения Сулеймановича Цея. «Он как раз и был ярким представителем андеграунда - протестовал не только против определённых социальных проблем, но и против застывшего искусства, тихого, убаюкивающего соцреализма, - вспоминает Воржев. - У него натура человека ищущего, бунтующего, очень смелого. В Испании был Франсиско Гойя, у нас на Кубани - Цей, такой же беспокойный художник. Работал на овощной базе, затем на рыбозаводе, умер от тяжёлой болезни. Он создавал невероятно красивые произведения и в живописи, и в графике К сожалению, в крае и стране его до сих пор недооценивают - люди до сих пор не поняли, с кем имеют дело. Это один из самых ярких примеров человека, ходившего по белому полю искусства, где ещё не ступала нога человека. Поэтому, если говорить о мощных поисковых системах в искусстве, то надо делать в Краснодаре музей Цея, постараться собрать его работы».

«Не искать, а находить». Живописец - о потерях человека из-за комфорта
© АиФ – Юг