Трёхметровый гопник-мутант и пиво. Показываем экспонаты выставки нижегородского художника «Окраина»

Выставка «Окраина» работает в галерее современного искусства Futuro на Рождественской. Первой работой художника для неё стала скульптура гопника, сидящего на корточках. Высота объекта около 3,5 метров. — Мне интересна тема постапокалипсиса, я думал о том, как бы он проходил в России. У меня в голове сложилась такая картинка: люди разбились на разные классы и в итоге самыми сильными оказались полицейские и гопники или пацаны с окраины. Они сильнее других и хорошо адаптируются, — рассказал Иван. Художник предположил, что именно так бы выглядел гопник через 600 лет. Он бы мутировал, чтобы защищаться от противоположной «расы». Спортивный костюм стал его кожей, глаза трансформировались в лошадиные — вынужденная мера, чтобы видеть, что происходит позади. Гопник стал более толстокожим, чтобы легче выносить удары дубинок. У мутанта с чётками сохранились и другие прежние привычки. — Он держит в руке дом — это пережиток прошлого, его генетическая память. Он не понимает в чём дело, но у него осталась потребность «держать» район, — объясняет значение деталей художник. — Новые времена — старые привычки. Вот вместо семечек он ест мидии. На создание гопника-гиганта у Ивана ушло больше недели. Фигура выполнена из воздушных шаров, стейч-пленки и монтажной пены. Художник отдельно создавал голову, конечности, а туловище пришлось собирать уже в галерее — иначе его туда было не занести. Потом пришла идея продолжить тему и рассказать истории через другие атрибуты субкультуры. — Я стал вспоминать детство в седьмом микрорайоне Сормова. Я плохо помню, что было тогда, пришлось усиленно вспоминать детали, — говорит Иван. — Мне не приходилось напрямую общаться с гопниками, но мои знакомые, друзья общались в этом круге, мой сосед делал заточки и учил меня играть в карты. Самой значимой работой Иван считает триптих «Окское». — Через это пришлось пройти позже, в техникуме мы пили. Для меня бутылочка «Окского» — это некая призма, через которую можно рассмотреть варианты развития молодой особи. Их много, я отобразил три — стать алкоголиком, стать злым человеком и ударить кого-то «розочкой» или стать идейным пацаном с района и пойти творить революцию с коктейлем Молотова, — перечисляет художник. Еще одна работа — «Швейцарская зажигалка». — Зажигалка и сейчас не потеряла актуальности. Это предмет, который был не только у тех, кто курит. Его можно использовать по-разному. Об этом работа, — пояснил Иван. Еще несколько атрибутов гопнической культуры — самопальная тату-машинка, которой пацаны с района делали татуировки, заимствовав это из тюремной идеологии. Работа «Окраина» интересна тем, что она сделана с помощью сервиса «Яндекс.Карты». — Для меня это интересная тема, потому что ты можешь путешествовать по разным местам и во времени. Можешь побывать в месте, в которое ты уже никогда не попадешь иначе, ведь оно изменилось. На карты попало много того, что не должно было. Забавно, что на этом снимке компания парней сидит у здания в Канавинском районе. Обычно такие взгляды ловят одинокие молодые люди, это ничем хорошим не заканчивается, — рассуждает автор. Самые матерые представители субкультуры при себе имели оружие — вентиль или заточку, которые изготавливали из ножниц. Художник запечатлел самый пацанский телефон — старая «Нокиа» с фонариком, который нужен пацану для поисков клада (наркотиков). — Гопники и сейчас существуют. Более того, это явление и в других культурах есть. Отличия в модели поведения — это не обязательно корточки, свист и ехидный смех. Да и моральное давление они могут оказывать иначе, — считает Иван. — Мне интересно, что происходит с гопниками потом, ведь есть люди, которые вышли из этой культуры и стали обычными. Кто-то получил власть и деньги в 90-е годы, кто-то даже до правительства добрался. Я раньше думал, что люди, которые вроде бы вышли из этого, потом взрослеют и начинают стесняться. Но однажды я встретил таксиста, который с горящими от радости глазами вспоминал те времена, когда они надевали спортивные костюмы и ездили на площадь Минина драться с другими пацанами. Иван Серый с Татьяной Константиновой подарили Нижнему Новгороду несколько арт-объектов. Правда, не все мини-миры прожили долго. Дедушку-астронома с улицы Семашко вандалы уничтожили очень быстро. Также нижегородцы соорудили «Дом на дереве». А до этого расположили свое произведение на месте выбитого кирпича в стене дома № 19 по улице Ильинской. Они назвали арт-объект «Позвони маме». А через полтора месяца он исчез в неизвестном направлении. Несмотря на то, что затем украли ещё один объект, художник продолжил радовать нижегородцев другими проектами. По средам вход на выставки в галерее бесплатный. Кроме этого, Иван с Татьяной представят новые работы своего проекта «Маленькие миры» в галерее Futuro 6 марта в 19.00.

Трёхметровый гопник-мутант и пиво. Показываем экспонаты выставки нижегородского художника «Окраина»
© nn.ru