Что удивляет иностранцев в коллегах из России? Этот вопрос мы задали топ-менеджерам
Гандольфо Яконо, генеральный директор LexisNexis Russia & Eastern Europe В России принято полностью отдаваться работе. Как доказательство: в моей команде работают мастера своего дела. Хотя мне кажется, что на Западе бытует мнение, что русские ленивы, ходят в шапках и любят праздники. Для меня удивительно, что мужчины при встрече и в конце рабочего дня жмут друг другу руку, но иногда даже не знают имени друг друга. А женщинам в России руку жать не принято. Я разговаривал со своим региональным руководителем в конце декабря и сообщил, что офис закрыт до 12 января. Он был в шоке и сказал, что хочет работать в России. В России по закону в течение года должен быть отпуск не менее двух недель. Поэтому я могу посоветовать европейцам здороваться со всеми и больше отдыхать. У меня есть маленькая история на эту тему: у LexisNexis 110 офисов по всему миру. Год назад в Брюсселе у нас была международная встреча руководителей всех офисов. Один американский коллега спросил, как мне работается в России: я ответил: «Очень хорошо». Он продолжил задавать вопросы и спросил, когда я вернусь в Европу. Я ответил «Чем позже, чем лучше». Майкл Белтон, президент международной девелоперской компании Wainbridge в России Меня всегда очень удивляло, почему русские любят работать в темных офисах и помещениях без освещения. Женщины зачастую одеваются в офисы так, словно идут не на работу, а в Большой театр. И особенно забавно, что в первый же день, когда русские чувствуют себя нездоровыми, сразу заявляют, что будут находиться на больничном в течение всей рабочей недели. Российские предприниматели очень ориентированы на результат, агрессивно ведут бизнес и склонны к риску. Они быстро понимают, какие способы управление наиболее эффективны в каждом отдельном случае: метод кнута или пряника. Русские всегда держат данное слово, и им для этого не нужен подписанный контракт. Дав обещание однажды, они всегда ему следуют. Пожалуй, это именно то качество, которому стоит поучиться западным бизнесменам. Хьюго Шуман, исполнительный директор Apollo Minerals К сожалению, я не так много работал с российскими предпринимателями и менеджерами. Русскоязычные коллеги очень прямолинейные и честные, с хорошим чувством юмора. Важный урок, который я усвоил от них, – ты должен быть более непосредственным в отношениях, как они. Зачастую британские менеджеры не говорят прямо то, что они имеют в виду. Гиль Адани, основатель школы IT и кибербезопасности HackerU Это мой первый опыт работы с российским менеджментом, но я могу сказать, что они работяги и очень преданны своему делу. Есть разница в открытости. Русские более замкнутые, иногда они боятся раскрыть прямую информацию. А израильтяне обычно эмоциональны, говорят быстро, даже если знают, что они не на все 100% правы. Относительно моего небольшого опыта работы с российским менеджментом, я вижу, что все наши партнеры сохраняют некоторую дистанцию в общении. Иностранцы должны понять, что у российских коллег существуют большие границы между руководством и работниками. Это делает сотрудников ответственнее. Здесь в Израиле есть много видимых пересечений, и мы могли бы научиться уважать роли так же, как это делают российские коллеги. Ури Грюнбаум, основатель и генеральный директор компании Tipranks В коллегах и партнерах из России меня удивляет их оптимизм. Каждый раз, когда мы говорим, они уверены, что «на этой неделе» будет подписано новое соглашение и все будет лучше, чем ожидалось. Меня удивило, что в России пишут очень длинные электронные письма. В большинстве западных стран придерживаются правил сжатой переписки, которые позволяют людям с небольшим объемом внимания читать и участвовать в обсуждении. Очевидно, предприниматели в большей мере подвержены стрессу, чем обычные среднестатистические менеджеры, поскольку вся их жизнь «зависит» от их успеха. Но я не вижу никакой разницы между российскими предпринимателями или менеджерами и специалистами других стран. Наши коллеги из России во много раз менее эмоциональные и чувствительные к обратной связи, поскольку они целенаправленно ориентированы. Это то, что я высоко ценю, и думаю, что это то, чему иностранные менеджеры могут научиться у российских. Маттиас Вернике, гендиректор биофармацевтического подразделения Merck в России и СНГ Первое, что мне бросилось в глаза при общении с коллегами из России, – их любовь к своей стране. Благодаря хорошему образованию и глубокой семейственности русские очень начитанны, увлекаются историей своего отечества и хорошо в ней разбираются. Они гордятся своей великой родиной, отмечают государственные праздники семьями. Я интересуюсь архитектурой тридцатых годов XX века, занимаюсь коллекционированием и неплохо разбираюсь в искусстве. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что коллеги из России с огромным удовольствием могут обсуждать великих живописцев, писателей и музыкантов. Они часто ходят в музеи и на разные современные театральные постановки, ведут активную культурную жизнь. Отдельно хочу сказать, что эксперты из России в различных областях бизнеса действительно таковыми и являются. Они обладают качественной экспертизой, ценной за рубежом. Российские предприниматели и управленцы структурированны и пунктуальны. Когда я прихожу на совещание, мои партнеры из России уже на месте. Они организованы и, как правило, всегда готовы к встрече заранее. Люди в России консервативны в самом хорошем смысле этого слова. У них есть наработанное годами видение рабочего процесса, что позволяет им быстрее и слаженнее реагировать на различные ситуации. Было достаточно моментов, когда коллеги делились со мной своим опытом, давали ценные советы и помогали решить вопрос наилучшим образом. В то же время этот консерватизм не мешает их деловой гибкости. Русские предприниматели стараются быть ближе к своим сотрудникам. Особенно это видно в молодых, развивающихся компаниях: управляющий знает всех по именам, к каждому находит свой подход. Из этого вытекают такие важные вещи, как сплоченность коллектива, высокая трудоспособность и, конечно, высокие результаты. Психологический комфорт каждого сотрудника – важное условие для достижения рабочих целей. Русские более социально адаптированы. Зарубежным управляющим и предпринимателям это бы не помешало. Также я заметил, что в России принято отмечать день рождения на работе. Я был во многих странах, но больше нигде так не делают. А зря. Это очень сближает. Я хотел бы дать один совет своим иностранным коллегам, которые сейчас работают в России. Мой личный инсайт – общение на русском языке. Тебе больше доверяют, когда слышат, что ты говоришь по-русски, пускай даже с ошибками. Это показывает твою заинтересованность в продуктивной коммуникации и взаимопонимании. Гарретт Джонстон, СЕО в Macroscope Consulting Меня удивляет, как мало русские предприниматели уделяют внимание практике в своей отрасли. Если говоришь с людьми из ресторанного бизнеса, то выясняется, что они не знают о лучших мировых ресторанах в этой ценовой категории. Дело в том, что бизнесмены обычно смотрят на конкурентов в пределах своего города или, если это федеральный игрок, в границах России, СНГ, но не дальше. А сли я, к примеру, встречаю предпринимателей из Швейцарии, Англии или Ирландии, то там другая ситуация. Они потратили время и усилия, чтобы изучить рынок. Это проблема, потому что сейчас конкуренция в любой отрасли – физическая. Но пройдет еще пять лет, и иностранные модели управления будут присутствовать в интернете. Им будет несложно зайти на российский рынок, потому что они будут виртуальными. Поэтому, чтобы подготовиться к предстоящей эпохе гиперконкуренции, российским предпринимателям крайне важно знать мировые стандарты и быть еще круче. Это из негативного. А из позитивного – находчивость. Российские бизнесмены гораздо быстрее умеют договариваться, искать обходные пути. В этом плане они готовы рассмотреть неожиданные варианты для того, чтобы продвигать свое дело дальше. У них есть одна общая черта – технологический образ мышления. Не эмоциональный, а технологический. Они очень любят говорить об алгоритмах, у них большая склонность к рациональному рассуждению. Русские бизнесмены хотят весь мир понять математикой. А проблема здесь в том, что потребители не рациональны, а иррациональны. Они рассуждают не цифрами, а чувствами. Вот эта любовь к цифрам, к конкретике, может стать проблемой. Например, когда один русский называет другого очень конкретным, это комплимент. А в Англии – скорее оскорбление. Это значит, что он «деревянный» и не может мыслить за пределами цифр. Я не знаю, отчего это, но есть один удивительный факт. Когда я выступаю перед швейцарской аудиторией и рассказываю про атмосферу в магазине, швейцарцы слушают меня так внимательно, что даже ядерный взрыв в соседнем здании их не отвлечет. А в России на этой теме люди теряют интерес. Они хотят цифры, технологии и бизнес-модели. Им нужны не эмоциональные рассуждения, а твердые факты. Готовность российских бизнесменов ломать принятые практики – вот что нужно перенять западным коллегам. Например, очень многие предприниматели в Европе теряют деньги оттого, что не работают в то время, когда это удобно покупателю. Россия в этом плане отлична. Хочешь постричься в 11 вечера – пожалуйста, вообще не вопрос! Российские магазины работают вечером, и людям удобно после офиса сходить туда и что-то купить. А Тиньков сделал банк прямо в кармане. Это суперудобно. Нашим предпринимателям стоит поучиться на этих примерах. Тарик Альхаурани, директор по развитию бизнеса KYOCERA Document Solutions Russia Одно из первых наблюдений, которое я сделал в России, — в коллективах очень развито компанейство. Сотрудники вместе ходят налить себе кофе, купить обед или угощение к чаю. Российский топ-менеджмент умеет договариваться, изящно выходить из кризисных ситуаций и обладает хорошим чувством юмора. Предприниматели тяготеют к неформальному стилю ведения переговоров, стараются сократить психологическую дистанцию с собеседником. Когда я переехал из ОАЭ и начал работать в России, я был поражен тем, что сотрудники активно предлагают свои идеи и проявляют инициативу. Меня удивило количество свободы — в хорошем смысле этого слова, — которое менеджмент дает своим подчиненным, и то, с какой отдачей сотрудники возвращаются. Я всегда рекомендую зарубежным коллегам давать команде волю в рамках решения любых задач. Материалы по теме: Можно ли применять в России западные практики управления? Правила работы с экспатами: как мотивировать иностранца работать на вас Как я работала в рекламном агентстве в Казахстане: что удивило больше всего Пять уроков, которые мы вынесли после выхода на зарубежный рынок Нетворкинг за рубежом: как лучше презентовать себя и свой продукт Фото на обложке: Unsplash