«Арт-Донбасс»: Остров искусства в море войны
«Время года — зима» Я начну своё повествование, пожалуй, с бородатого анекдота. Еврейского мальчика лет шести приводят в школу. На собеседовании его спрашивают: «Сколько ты знаешь времён года?» Мальчик отвечает: «Шесть!» Его снова спрашивают: «А если подумать?» Мальчик отвечает: «Шесть!» Директор отказывает маме. Мама на улице спрашивает сына: «Сёма, что это было?» Сёма отвечает: «Мама, я и правда не знаю больше никаких времён года, кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццолы, Лусье, Чайковского и Глазунова». Мама, негодуя: «Сёма, а как же Десятников?» Если бы действие бородатого анекдота разворачивалось в современном Донецке, то, помимо перечисленных фамилий, добавились бы: Григорий Тышкевич, Евгений Кириченко, Алексей Поляков, Юрий Зорко, Елена и Владимир Костины, Мелик и Лилия Агабекян, Иван Южанков, Татьяна Комендант, etc. Более 160 работ известных художников Донбасса экспонируются сегодня в художественном музее «Арт-Донбасс». На первой выставке в музее в 2019 году показаны все четыре времени года кисти самых лучших, самых пристрастных и пристальных живописцев. Всем доброго арта! «Арт-Донбасс» — пространство новое, но уже изведанное и густонаселённое. Музей располагается у подножия памятника освободителям Донбасса. Свои двери «Арт-Донбасс» открыл 26 августа 2011 года, назывался тогда художественно-выставочным центром, а в 2017 году распоряжением главы администрации города Донецка был переименован в художественный музей. «Не случайно, что музей появился именно под монументом, — вспоминает Екатерина Калиниченко, бессменный директор музея, — в этом большая заслуга руководства города, которое было неравнодушно к людям искусства в разных сферах. Что имел город в 2000-х годах? Это художественный музей на бульваре Пушкина, художественный салон на улице Артёма, небольшой зал в Доме работников культуры, через который прошли все известные художники, ещё было несколько частных галерей, где могли представляться работы художников. Проект «Арт-Донбасс» изначально выбивался из всех, которые ранее существовали и предлагались. После поездки во Флоренцию в 2009 году было решено открыть центр для того, чтобы донбасским художникам было где выставляться у себя на родине, а не только за её пределами. Это был такой новый формат, позволивший художникам объединиться». «Арт-Донбасс» — это единое, но при этом зонированное пространство площадью 1500 квадратных метров, вмещающее около 700 работ среднего формата. Прозрачные балконы второго этажа дают возможность смотреть на работы под различными ракурсами, этого эффекта невозможно добиться на традиционных выставочных площадках, где экспонирование ведётся исключительно по горизонтали. Изначально выставочный центр работал только с тематическими выставками, персональных выставок не было. Первая персональная выставка народного художника Украины, основателя живописного стиля «Лирический урбанизм» Григория Тышкевича, состоящая из 150 живописных полотен, открылась осенью 2015 года. Следом за Тышкевичем персональные выставки провели Владимир Шендель, семья Кочановых, etc. Впервые художники Донбасса смогли увидеть свои работы в одном огромном пространстве, до этого ни в одном музее такого не было. Знай наших! В 2019 году Донецку исполняется ровно полтора века, по этому поводу руководством музея был придуман проект «Знай наших. Художники Донецка». Художественный ликбез будет длиться до августа, но возможно, что и до самого конца календарного года. Это связано с тем, что талантливых художников большое количество, всех, кого стоит показать, выставить не успеют. Каждому художнику отводится неделя, начали с самых опытных и уже ушедших за край, закончат современниками. Основная задача — вспомнить имена выдающихся художников, наших земляков, воспевших в своих работах становление, развитие и красоту города Донецка. Владимир Костин, следовавший принципам соцреализма в изобразительном искусстве, оставил после себя большое наследие. Его памятник Артёму (1963 год) на улице Артёма до сих пор является одной из главных достопримечательностей города. Геннадий Жуков, ныне проживающий в Канаде, отдал Донецку множество плодотворных творческих лет. Евгений Муза, раскрывший свой талант именно в Донбассе, оставил свой заметный след в художественной среде сурового шахтёрского города. Всё его творчество пронизано любовью к родной земле. Михаил Джарты, один из старейших живописцев Донбасса, посвятил родному краю свои лучшие полотна. Евгений Грейлих, Владимир Терновых, Юрий Комендант, Николай Несвитайло, Иван Пархоменко, Николай Ясиненко, Иван Лысов, Николай Дубина — это только часть авторов, чьи работы будут экспонироваться в течение юбилейного года. Жизнь, посвящённая Донбассу В художественном смысле Донбасс уникален, у Донбасса есть лицо, это лицо проступает и в графике, и в живописи. Порою оно не просто проступает, а выпячивается, становится первым, но не единственным планом. Уникальное лицо Донбасса — это терриконы и высокие копры, выглядывающие из-за деревьев, словно какие-то инопланетные существа из металла, прибывшие из космоса захватить землю, это высокие трубы и клубы дыма, заменившие дончанам облака, это бесконечные рельсы, по которым едут гружёные составы во все стороны от города-завода. Если взобраться на самый высокий террикон и попытаться взглядом охватить всё художественное пространство Донбасса всех времён, то на фоне разнообразия имён, стилей и техник, проступят вполне конкретные черты донецкой живописной системы. По словам Екатерины Калиниченко, около 70 процентов создаваемых полотен так или иначе рассказывают именно о Донбассе. Предельная откровенность, с которой художники говорят о своём городе, видна везде: от натюрмортов до портретов, не говоря уже о пейзажах, которые ни с какими другими пейзажами не перепутать. Жизнь, посвящённая Донбассу, как способ самоидентификации авторов, видна невооружённым глазом. Суровый стиль, резкость и угловатость, глухая палитра, тяготение к дому, к корням. Донецкий поэт Иван Волосюк десять лет назад написал так: «В чужую землю трудно прорастать, / особенно — донецкими корнями». А почему легко прорастать в свою? Всё невероятно просто, Донбасс — это пустота, это выработки, это истерзанное чрево земли, в котором корни пускаются быстро и навсегда. Родина На самый главный вопрос «С чего начинается Родина?» в эти февральские дни в единственном обособленном зале «Арт-Донбасса» попытались найти ответ более 350 участников выставки «Родина в визуальных образах». Выставка открылась 15 февраля, продлится до 18 марта. Экспозиция представляет творческие работы художников и дизайнеров разнообразных жанров и стилей. В выставке приняли участие художники и дизайнеры из России, Беларуси и Луганской народной республики. Работы были присланы из городов России: Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Воронеж, Челябинск, Орел, Сыктывкар, Биробиджан, Феодосия, Раменское, Саратов, Слюдянка, Таганрог, Бийск, Пятигорск, Кисловодск, Майкоп, Тихорецк, Краснодар, Апшеронск, Лермонтов, Каменск-Уральский, Ессентуки и др. Главный устроитель выставки кафедра дизайна и арт-менеджмента ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» под руководством Александра Трошкина. «Региональная идентификация невероятно важна, — считает Трошкин, — и преподаватели, и студенты поставили перед собою сложную задачу поиска и анализа того, что способно представлять наш край на далёких рубежах. То, что стало бы говорящим за пределами Донецка. Первый план, это конечно, терриконы и всё, что связано с индустриальным пейзажем. Далее, это, конечно, классические для Донецка алые розы». Пальма Мерцалова — тоже говорящий символ. Только вот проблема в том, что при виде пальмы люди, не знакомые с историей Донецка, представляют себе совсем не промышленный город, а некий праздный юг. На выставке представлены цветы Донбасса — они занимают почти треть экспозиции. Цветы Донбасса — это яркое цветовое пятно всей выставки, две других трети выполнены совсем в иных весьма суровых тонах. Вся выставка концептуальна, она пронизана огромной любовью к родному краю. Я пишу сейчас фразу про огромную любовь и сама понимаю, что звучит она несколько выспренно, но то, с каким трепетом подошли преподаватели и студенты к созданию экспозиции, можно назвать только любовью. Всегдашний извечный смысл любви подтвердил Александр Трошкин, когда заговорил о выставке. Преподаватели пожертвовали своими работами ради того, чтобы оставить как можно больше места для экспонирования студенческих работ. И каждая из этих молодых и полнокровных работ стоит того, чтобы её хотя бы раз увидеть. Чёрный, красный, белый Пять лет назад я написала такие строки: «Моя родина начинается с выстрела, с незаконченного пейзажа…» И сегодня моя родина тоже начинается с выстрела, а ещё с триады: чёрный, красный, белый. Первое, что ты видишь, попадая на выставку, — это чёрная фигура шахтёра в перепачканной робе, мягкие руки, каска, сверкающие белизной белки. Амбивалентный Донецк, разбитый то ли на Город До и Город После, то ли на Город Да и Город Нет. Работы хрупкие, бумажные, воздушные. Транспортировка этих сокровищ возможна только в пределах города. Кажется, именно эта невероятная хрупкость работ даёт нам, посетителям, ответ на самый важный вопрос. Родина начинается там, где твоя жизнь стоит много, там, где тебя готовы носить на руках, там, где люди способны своими руками держать небо над городом, чтобы оно не упало. О непризнанности и мечтах Об этом много сказано. Даже самый далёкий от искусства человек знает, что помимо творческих кризисов, которые преодолевают живопишущие люди, существует большая проблема непризнанности художников при жизни. Редкий дар — быть и понятыми и понятными. Донецким художникам это мастерски удаётся, то ли зритель отзывчив, то ли художники знают, где можно добыть и поднять на-гора новые смыслы, затронуть нервы. Работы художников Донбасса признаны и любимы далеко за пределами малой родины, чего не скажешь о самом Донбассе. Директор «Арт-Донбасса» Екатерина Калиниченко не мечтает, она, скорее, строит планы и стремится претворять эти планы в жизнь. Череда выставок, мастер-классов, публичных лекций, семинаров, проектов — всё это трудовые и, безусловно, радостные будни музея, в котором не берут плату за вход. И всё же я не могла не спросить о сверхзадаче, о той высокой цели, к которой идёт музей. «Я мечтаю, чтобы наш музей был признан в Российской Федерации. Мы подписываем большое количество соглашений о сотрудничестве, но всё равно есть определённая грань между тем, что мы хотим, и тем, что мы можем. Я хочу, чтобы музей стоял на равных с ведущими российскими музеями, у нас есть для этого потенциал! Нам не позволяет стать равными только наша непризнанность, это единственная препона для дальнейшего развития. Наши залы могут принимать выставки со всех концов России, мы способны это обеспечить».