HH исследовал мифы о профессиональной деформации
Понятие «профессиональная деформация», на первый взгляд, кажется чем-то негативным, но, как уверяет HH, это вполне здоровое и нормальное явление. Карьерный консультант Юлия Пасс объяснила, в каком случае стоит насторожиться и что-то исправить. Профессиональная деформация – это особое когнитивное искажение, которое возникает у человека после долгой работы в одной и той же профессии, поясняет портал «Академик». Выражаться она может по-разному в зависимости от сферы деятельности. Одно из крайних проявлений - это выгорание. Наиболее подвержены профессиональных изменениям личности специалисты, постоянно работающие с людьми. Маркетологи часто становятся объектами шуток, где высмеивается нелогичность, непоследовательность и требовательность клиентов. При этом, хорошие маркетологи понимают, что идеальных решений не существует и готовы быть гибкими. С таким умениями профдеформация, казалось бы, не страшна. Но что скажут специалисты? Юлия Пасс, карьерный консультант: У маркетологов открытый взгляд и непредвзятость должны быть в крови. Мне сложно припомнить маркетологов со случаями именно профессиональной деформации. Профессиональной ограниченности — да. Появляется много новых маркетинговых инструментов, им сложно постоянно осваивать новое, оценивать эффективность, сравнивать инструменты, аудитории, бизнесы. Но в целом в эту профессию, как правило, идут люди, которые способны действовать по обстоятельствам, любят экспериментировать и умеют это делать. Они с любопытством смотрят по сторонам и постоянно оценивают, что можно улучшить, поменять. И, если маркетологи меняют профессию, эти качества оказываются очень полезными. Специалистов по подбору персонала принято демонизировать. Именно они на собеседовании придираются к каждому слову, а также склонны изучать манеру человека не только говорить и вести себя, но и сидеть. Например, эйчара непременно заинтересует цвет телефона соискателя. Это вообще нормально? Юлия Пасс, карьерный консультант: Надо признать, что HR-специалистам свойственно оценивать людей и давать советы. Едва познакомившись с человеком, HR-менеджер может спросить не только, где работает новый знакомый, но и давно ли в последний раз он менял работу и скоро ли собирается уходить с нынешней. Круг интересов зачастую сужен до профессии, и если не отследить, то можно задать вопросы, которые выходят за рамки принятых правил. Бухгалтеры считаются наиболее педантичными и настроенными на стабильность профессионалами. Чаще всего эти люди довольно долго работают на одном месте, возможно, остаются там до пенсии. Но именно в этой специальности конкуренция очень высокая конкуренция - на одну вакансию приходится, в среднем, восемь резюме. Удается ли этим людям сохранить устойчивость? Юлия Пасс, карьерный консультант: Бухгалтеры могут перейти на неполный рабочий день, искать работу, связанную, например, с вводом данных, редко соглашаются посмотреть по сторонам и попробовать себя в чем-то новом. В моей практике были случаи, когда бывшие бухгалтеры готовы были преподавать экономику. Но - только в вузе или колледже. В хаосе школы им было бы слишком сложно. Бухгалтеры действительно очень пунктуальны, аккуратны, дисциплинированны и точны, но с трудом справляются с несобранностью и спонтанностью других. Такие люди от домашних требуют строгого соблюдения правил: «По субботам у нас стирка, по воскресеньям — поход в кино» — настоящее плановое хозяйство. Если, например, ребенок в такой семье другой по своему типу, более творческий и спонтанный, это может быть тяжело. Но часто наоборот — всем очень удобно, что кто-то из членов семьи организует жизнь и пространство, тогда эта черта для всех домочадцев большой плюс.