10 творений советских дизайнеров, о которых знают все
Советский дизайн, по своему определению, предназначался в первую очередь для страны и только потом для личных нужд человека. Все дизайнерские решения и технологические новшества принадлежали либо институтам, либо конструкторским бюро. Поэтому лишь у небольшого количества изобретений есть авторство. Именно об этих культовых творениях и пойдет речь. В конце 1930-х годов художник и график Ираида Фомина подготовила несколько вариантов этикетки в разных стилях для советской сгущенки. Однако утвердили именно сине-белый дизайн, который предназначался для жестяных консервных банок вместимостью 325 мл. Дизайн получился настолько удачным, что до сих пор этот эскиз используют в качестве одного из самых узнаваемых брендов как в нашей стране, так и за ее пределами. По легенде, создательница скульптуры «Рабочий и колхозница» вместе с Казимиром Малевичем придумала граненый стакан с ободком. Однако это не так. Вера Мухина лишь усовершенствовала его форму, благодаря чему стакан стал более прочным и подошел для советской посудомоечной машины 1940-х годов. А вот форму советской пивной кружки Вера действительно придумала сама. Комфортабельности пассажиров начали уделять внимание только в середине 1940-х годов, когда люди массово возвращались из эвакуации. Министерство транспорта объявило конкурс на создание пассажирского вагона открытого типа с деревянными полками. Победитель, 26-летний дизайнер Юрий Соловьев, позже писал в мемуарах: «Первое, что я сделал, — заменил плоские деревянные диваны вогнутыми, чтобы на них было не так жестко сидеть и лежать. Затем решил верхнюю полку не опускать, как это делалось всегда, а поднимать, чтобы оставлять постельное белье на полке». Интерьер вагона получился просторным и светлым: кроме авторской конструкции крепления верхних полок впервые были использованы откидные столики, складные лестницы и зеркала, зрительно увеличивающие пространство. Для нового проекта все элементы разрабатывались заново: выключатели, светильники, крючки, держатели. Ни одну вечеринку 1960-х невозможно представить без радиол, среди которых безусловным лидером была модель «Ригонда» — стильная, на длинных изящных ножках, характерных для индустриального модернизма середины ХХ века. Свое название радиола получила в честь острова из романа Вилиса Лациса «Потерянная родина». Дизайн создал известный латышский художник Адольф Ирбите, работы которого получали высшие награды на всемирных выставках — в 1937 году в Париже и 1958 году в Брюсселе. Ирбите также занимался книжной графикой, разрабатывал фирменные знаки и упаковку. Владимир Рунге — создатель известных советских фотоаппаратов «Зенит», которые были выпущены в рекордном количестве — более восьми миллионов штук. На первых «Зенитах» стояло съемное окулярное кольцо, позволявшее устанавливать диоптрийную линзу очков для коррекции зрения фотографа. Фотоаппарат стал своеобразным символом оттепели, и именно «Зенитом» снято большинство фотографий в семейных альбомах по всему миру. Большая часть светильников, которые разработал архитектор Михаил Оленев, предназначалась для музеев, банков и гостиниц. Однако в 1968 году он создал лампу, которая своими качествами и внешним видом не уступала европейским образцам — эргономичная, легкая и без излишеств. Собственного имени у лампы не было — она называлась просто «Лампа настольная». Георгий Данелия в своих воспоминаниях «Безбилетный пассажир» так описывал Оленева: «…он все равно каждый раз засиживался с нами допоздна — увлекался. Он накладывал на чертеж кальку, брал свой любимый мягкий цанговый карандаш „Кохинор 6В“, думал и по кальке правил проект… А потом рисовал возле здания для масштаба что-нибудь забавное: бородатого старика на самокате, пожарника на качелях, афишную тумбу, на которую задрала ногу собачка… Мне, когда я проектировал южный вокзал, он нарисовал шарманщика на перроне, а в небе — глазастый вертолет, с которого спрыгнул парашютист в железнодорожной форме».