Ещё
Ургант случайно раскрыл секрет Лазарева
Ургант случайно раскрыл секрет Лазарева
Звёзды
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
Любовь
Почему кажется, что за нами следят
Почему кажется, что за нами следят
Психология
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Дети

«Биография». Спектакль, который стоит посмотреть 

«Биография». Спектакль, который стоит посмотреть
Фото: Вечерняя Москва
Швейцарского драматурга не стало в 1991 году. Ему было 79 лет. «А что может знать о мире холостяк, даже если он объехал весь мир?..» — вопрошал он в одном из своих произведений. Тем не менее, со стороны Фриша это был намеренный скромный реверанс — он знал о жизни много.
А герой его пьесы «Биография», не часто оказывающейся на подмостках, мог бы узнать о ней значительно больше. Ведь он получил возможность прожить свою жизнь заново… Только одна беда: с какого момента начать, он никак не может решить.
Свою первую большую постановку в театре «Человек» главный режиссер театра, заслуженный артист России обозначил как мистическую трагикомедию. Утонченная , брутальный , а также , и Мурадин Хуранов — отличная творческая группа, работающая над спектаклем — у постановки есть все слагаемые для того, чтобы быть успешной.
У «Биографии» русские корни — на идею создания пьесы о человеке, получившем возможность прожить жизнь заново, Фриша натолкнул монолог Вершинина, героя чеховских «Трех сестер», — несчастливого в браке военного, встретившего любовь в лице одной из сестер Прозоровых («Я часто думаю: что, если бы начать жизнь снова, притом сознательно? Если бы одна жизнь, которая уже прожита, была, как говорится, начерно, другая — начисто!»). О чем спектакль Профессор этологии Ханнес Кюрман получает уникальную возможность — отмотать назад свою жизнь, посмотреть на некоторые события со стороны и решить, что бы он хотел в ней поменять. Действительно ли он хочет быть профессором? Прав ли был, когда делал предложение своей возлюбленной Антуанетте? Где кроется ошибка, из-за которой жизнь прошла не так? В переписывании биографии Кюрману помогают потусторонние силы — безликие фантомы в черных костюмах. Они меняют реальность, предоставляя профессору полную свободу действий. Все его идеи они регистрируют в специальной книге, не сдерживая колких замечаний по поводу изменений, которые он хочет внести в свое прошлое.
— Эту пьесу я впервые услышал в студенчестве от своего педагога , который, кстати, тоже работал в этом театре, — говорит режиссер Владимир Скворцов. — Я сразу влюбился в «Биографию». Она написана очень простым языком, в то же время в ней есть мистическая составляющая — идеальное сочетание, которое всегда мне нравилось. За простым языком пьесы скрывается одна из самых тяжелых историй в биографии самого Макса Фриша. Подобно главному герою, ему самому пришлось переписывать свою «Биографию», едва не стоившую ему карьеры. …Первый вариант Фриш написал в 1967 году. Его уже знали как автора романов «Штиллер» (1954), «Homo Фабер» (1957) и «Назову себя Гантенбайн» (1964), он был лауреатом премии памяти Шиллера и считался одним из ведущих швейцарских драматургов. Премьера «Биографии» в Шаушпильхаусе, самом известном немецком драматическом театре Цюриха, была назначена на октябрь 1967 года. Но за 10 дней до нее случился скандал. Фриш поссорился с режиссером Рудольфом Ноэльте, нещадно вносившим правки в его текст. Он даже пытался судиться с режиссером, но проиграл, и в феврале 1968-го «Биография» была представлена публике. Там, где у Фриша была надежда, у Ноэльте получилась безысходность. Фриш чувствовал себя раздавленным. За 11 следующих лет он не написал ни одной пьесы. В 1984-м он создал второй вариант «Биографии» — с меньшим числом персонажей и немного другим сюжетом — в надежде, что режиссеры не смогут ее слишком вольно интерпретировать. Первую же версию он и вовсе запретил показывать на сцене. Постановка театра «Человек» основана на варианте 1984 года. Минимализм и проверенная команда Профессор этологии мечется между реальностью и альтернативной биографией практически на пустой сцене. — Пространство у нас камерное, и оно не позволяет городить какие-то вавилоны на сцене. Все достаточно лаконично, я очень люблю минимализм, — говорит режиссер. Над оформлением сцены работала народный художник России Маша Рыбасова, которую сам Скворцов называет художником-легендой. За плечами у нее — спектакли Reception и «Мораль пани Дульской» в , «Любовный напиток» в Театре имени Маяковского, работа со многими величайшими режиссерами. «Биография» — не первая постановка, которую она делает вместе со Скворцовым. До этого, например, была «Старшая сестра» в театре Et Cetera в 2014 году, а в 2018-м творческий тандем создал еще три спектакля, если не считать «Биографию» — это «Трамвай „Желание“ для Нижнего Тагила, „Пиковая дама“ для Норильска и „Кроткие“ для частного проекта режиссера „СкворцовТеатр“.
За световую партитуру отвечает Сергей Скорнецкий, который в 2015 году получил „Золотую маску“ как лучший художник по свету — за работу в постановке „Мера за меру“ Театра имени А. С. Пушкина. Режиссер по пластике — , имеющий внушительный опыт работы в зарубежных проектах. Он помогал делать спектакли в Германии, Японии, Франции, США. Вместе со Скворцовым работал над спектаклем „Орфей“ (Et Cetera), а также над „Пиковой дамой“ и „Кроткими“.
Художником по костюмам стала Любовь Скорнецкая — пожалуй, единственный новичок в команде. Как работали над постановкой Автор задумывал свое произведение как спектакль в спектакле. Точнее, репетицию: главный герой пытается смоделировать свою жизнь, просматривая детство, юность, взрослую жизнь, которые напоминают сцены будущего спектакля или фильма. — У Макса Фриша действие происходит на некой репетиционной площадке. Но у нас все сложнее: мы перенесли все в загадочное, мистическое пространство, может быть, чистилище. Это где-то между жизнью и смертью, — говорит Владимир Скворцов. Для приглашенного исполнителя главной роли Анатолия Кота (»Битва за Севастополь», «Домашний арест») участие в спектакле стало не только новым опытом, но и возможностью вновь поработать со Скворцовым. — Мы с ним познакомились во время работы над спектаклем «Мы, нижеподписавшиеся», который репетировали и показывали в Нижнем Тагиле, — вспоминает Кот. — Общий язык мы нашли еще тогда. И я решил, что в дальнейшем любое предложение Володи буду рассматривать со знаком «плюс». И когда я прочел «Биографию», сильно загорелся, а когда узнал, кто мои партнеры, вообще никаких вопросов больше не возникало — я точно понял, что хочу принять участие в этой постановке. Евгения Крюкова («Ключ от спальни», «О любви», «») сыграла роль жены главного героя. Как и ее партнер по сцене, она впервые прочитала пьесу Фриша после приглашения режиссера. — Когда начинаешь читать произведение, ты вроде бы понимаешь, о чем оно. Но потом, во время разбора, открываются такие вещи, которые сразу и не замечаешь. Чем глубже погружаешься в историю, тем больше она для тебя открывается. Чем больше сил ты на нее тратишь, тем больше она тебе отдает, — рассказывает актриса. Репетиции Крюкова вспоминает с удовольствием — говорит, что атмосфера была почти семейной. Режиссер давал артистам возможность предложить что-то свое, он рассматривал множественность трактовок той или иной фразы. За репетиционный период специально приглашенные для постановки Крюкова и Кот успели подружиться с Дмитрием Филипповым, Мурадином Хурановым и Антоном Шурцовым, которые входят в состав труппы театра «Человек».
— Премьера — это только начало нашего длинного интересного пути. Что-то обязательно будет меняться и уточняться, возможно, какие-то моменты в пьесе будут обыгрываться нами по-новому, — говорит он. *показ «Биографии» ждет вас 2 и 15 марта, а также 20, 26 и 27 апреля.
Видео дня. Картошка, которая может отравить
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео