"Сталинский ампир" — в Русском музее фотографии Нижнего Новгорода открылась новая выставка

Здание Русского музея фотографии представляет огромную ценность для Нижнего Новгорода. Архивные записи свидетельствуют, что в 30-годы XIX века здесь по адресу Пискунова д. 9 (в прошлом улица Осыпная) была усадьба Пальцевой (купеческая вдова, владевшая домов в XIX веке). С 1837 по 1881 года здесь жил и работал основоположник художественной фотографии Карелин, а позже фотограф-публицист Максим Петрович Дмитриев, чье имя сегодня носит музей. Раньше дом был каменный, двухэтажный, а в 1880 году был надстроен третий этаж. В том же виде здание сохранилось до сегодняшних дней. Масштабную реконструкцию фасадов сделали прошлой весной, во время подготовки города к Чемпионату мира по футболу. В планах был ремонт помещений на 3-м этаже. На днях затянувшемуся ремонту пришел конец. По проекту были отремонтированы все помещения, а также восстановлены элементы прежнего интерьера XIX века: лепнина и печной камин. Большой зал стал доступен для посетителей. Теперь это новое выставочное пространство с современным световым оборудованием. Малый зал 3-го этажа пока закрыт. Со временем там появится постоянная экспозиция о жизни знаменитого нижегородского фотографа Максима Дмитриева. "Нам казалось, что это вообще не реально. Когда-то нам дали половину второго этажа, потом еще половину. Когда я говорила, что у нас будет еще и третий, все смеялись. И вот, 3-й этаж теперь наш. Это свершилось. Раньше здесь жила семья Максима Петровича Дмитриева. И мы вначале открыли Большой зал, а позже, откроем выставку в малом зале", начала торжественную речь директор РМФ Вера Тарасова. Фото: Елизавета Высоцкая На открытии побывал исполняющий обязанности директора департамента культуры г. Нижнего Новгорода Владимир Сергеевич Кучеров. Он сказал, что все возможное было сделано, отреставрировали лепнину, восстановили камин, и ему очень хотелось бы, чтоб гости приходили в обновленный музей чаще. Презентация нового выставочного пространства ознаменовала выставка фотографий Маргариты Фединой. Это коллекция снимков знаменитых сталинских высоток. В культурном пространстве такое явление как "сталинский ампир" очень уникально. Это плотный сплав нескольких архитектурных веяний: ар-дэк, ампир и эклектика. Новые монументальные постройки явно отличались от предыдущей застройки, которая в основном была в стиле конструктивизма. Фото: Елизавета Высоцкая "Сталинский ампир" — новый проект фотографий, большинство из них монохромные. Маргарита отдает дань архитектуре СССР середины 30 конца 50 московского фотографа. В экспозиции представлено около 70годов XX века. "Сталинский ампир широко представлен в Москве, это уже визитные карточки города. На выставку я привезла фотографии высоток Риги, несколько зданий Грузии, немного цветных фотографий морского порта города Сочи", — пояснила фотограф. Все началось с пленочной фотографии. Маргарита снимала архитектуру на черно-белую пленку, этим обусловлен квадратный формат многих фотографий. С появлением цифровых камер в арсенале фотографа появилась камера Canon EOS 5D Mark II и несколько специальных архитектурных объективов. Фото: Елизавета Высоцкая Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование ордеров, барельефов с советской символикой, композиций из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. Эти элементы архитектуры можно увидеть на снимках Маргариты Фединой. Фотографии детально проработанных элементов интерьеров: росписи потолков, лепнина, стеклянные крыши, - представлены в цвете. Как пояснила фотограф, жалко было убирать цвет из интерьерной съемки. Цвет является неотъемлемой частью архитектуры и играет в ней особую роль, а общие планы можно оставить монохромными. На презентации Маргарита рассказала, насколько сложно бывает работать в архитектурной фотографии и почему появляются такие проекты, как "Сталинские высотки": "Самая большая проблема фотографов при сьемке архитектуры — абстрагироваться от собственного "я". Наша задача показать работу архитектора, а не наше видение. Почему люди и покупают издания об архитектуре, не из-за фотографа, который проделал работу и снял, а потому что это книги об архитекторах и их произведениях. А куда нам фотографам девать свой потенциал, где применить свою индивидуальность и творческие способности? Так создаются фотопроекты. И в моей работе вы увидите композит из классической архитектуры и моего видения. Где-то я не стала убирать завалы в общих видах, где, по моему мнению, они добавляют экспрессию фотографии. А какие-то работы сделаны по классическим канонам". Фото: Елизавета Высоцкая Объединенные одной тематикой, снимки Маргариты Фединой весьма интересные и контрастные. Такие же контрастные впечатления оказались у посетителей. Старшее поколение говорит, что такие фотографии сделать достаточно просто. Однако молодое поколение вовсе не разделяет это мнение. Ольга, практикующий фотограф: "Глядя на работы Маргариты, я вижу насколько сложная и кропотливая работа была проделана. Я сама часто снимаю архитектуру в путешествиях. Чтобы поймать определенный кадр, свет, компоновку, приходится не один час покорпеть на улице. А иногда это совсем не солнечная погода. А интерьерная сьемка отнимает еще больше сил. Там должен быть выверен каждый сантиметр. Поэтому, я в восторге от выставки и восхищаюсь Маргаритой, как фотографом!". Фото: Елизавета Высоцкая Выставка Маргариты Фединой "Сталинский ампир" открыта до 24 марта.

"Сталинский ампир" — в Русском музее фотографии Нижнего Новгорода открылась новая выставка
© Ревизор.ru