Пять кукол на стакан: как мода влияла на игрушки
Игрушки тоже подвержены влияниям моды. Многие виды кукол, которыми играли московские дети лет сто назад, стали достоянием истории. Их названия можно встретить только в русской классике. Почти все игрушки, чьи названия сегодня звучат так смешно и странно, производились кустарями Московской губернии. Впрочем, среди импортных кукол, продававшихся в Российской империи, тоже встречались диковинки. Бебе — большая кукла, реалистично изображавшая ребенка лет восьми. У нее были фарфоровая голова с длинными кудряшками, деревянное туловище и пухлые сгибающиеся ручки и ножки на шарнирах. Самые дорогие экземпляры умели открывать и закрывать глаза, а также «говорить». Производились во Франции с 1876 года (по-французски bebe — «ребенок»). Для этих кукол впервые начали издавать специальные журналы с выкройками одежды, обуви, шляп и сумочек. В романе Александра Амфитеатрова «Марья Лусьева» (1903) две жрицы любви изнывали от нерастраченных материнских чувств, но взять на воспитание младенца им не позволили, поэтому они купили «огромнейшую куклу-бебе и вот уже третий год растят ее, очень горюя, что не растет и глухонемая , празднуют именины и день рождения». Ведучка — резная (реже — тряпичная) русская кукла высотой 20–25 сантиметров, изображающая няню в сарафане и кокошнике, ведущую перед собой ребенка. Горбач — кукла из папье-маше, изображавшая мальчика с непропорционально большой головой, коротким туловищем и маленькими ручками (но при этом симпатичного и вовсе не горбатого). Производилась в Сергиевом Посаде и окрестностях. Обычно продавалась одетой в матросский или кучерский костюмчик. Китайская мелочь — резные раскрашенные деревянные фигурки высотой от 3 до 12 сантиметров, имитировавшие фарфоровые статуэтки. Их делали с середины XIX века в Сергиевом Посаде и окрестностях и продавали стаканами, как семечки. В один стакан обычно влезало 5– 6 китайцев, мужичков или медведей. Раздвижные солдатики — солдатики, укрепленные вертикально на соединенных шарнирами планках. Двигая планки, можно было заставлять ряды перестраиваться. В повести Куприна «Поединок» (1905) корпусной командир ругает капитана Осадчего, который слишком много внимания уделяет маршировке: «Что это ? Раздвижные солдатики? Сколько лишних дней у вас ушло на этот кордебалет! Небось людей совсем задергали шагистикой». В повести Вениамина Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928) у архивариуса «печатные знаки, как раздвижные солдатики, постоянно двигались перед… глазами — строка перестраивалась в страницу». Скелетки (скелетцы, шкирлетки) — дешевые деревянные куколки, у которых только голова была более или менее реалистично проработана, а тело состояло из соединенных меж собой палочек. Под костюмом эта несуразная анатомия переставала быть заметной. Куколки часто продавались голыми — покупательницы дома сами шили им наряды. Накануне рождества семья Льва Толстого покупала таких кукол десятками, графские дочки наряжали их — кого турком, кого кормилицей, кого царем — а потом дарили крестьянским ребятам, пришедшим на елку в усадьбу. Жена графа Софья Андреевна описала это в святочном рассказе «Куколки-скелетцы» (1910). В нем говорится, что, увидев только что купленных голых куколок, глава семьи фыркнул в бороду: «Какие-то уроды. Только портить вкус детей таким безобразием». А вот одетые скелетцы произвели на Льва Николаевича совсем другое впечатление: «Ну, оживили вы этих деревянных мертвецов. Целый народ, да еще красивый, нарядный народ!» Талия — кукла, изображавшая важную даму с пышной юбкой и тонкой талией (отсюда название). Лицо делалось из папье-маше или мастики, тело — из пучка соломы и ткани. Производилась в Сергиевом Посаде. Утопленничек — полая фарфоровая кукла-голыш, производившаяся в Гжели. Возможно, получила такое зловещее название из-за того, что дети любили этих кукол купать.