Ирина Понаровская: Мое возвращение – слишком большое преувеличение

Указом президента России Владимира Путина певица Ирина Понаровская получила звание заслуженной артистки России. Она возвращается на сцену после 10-летнего перерыва, а 12 марта ей исполнится 66 лет. Накануне этого события «ВМ» поинтересовалась, как певица живет сегодня и что хочет сказать публике. — Ирина Витальевна, Андрей Малахов, встречая вас на своей передаче «Привет, Андрей», подарил огромный букет тюльпанов. Неужели вам нравятся аскетичные мужские цветы? — А почему не любить тюльпаны? То, что создано природой, не может быть некрасивым, неинтересным. И даже если оно строгое, холодное, то все равно волнующее. — У Блока есть строки: «О, весна, без конца и без краю, без конца и без краю мечта, узнаю тебя, жизнь, принимаю и приветствую звоном щита». Вот про щит… Кто вы по натуре: воин, рыцарь, дама? — Я и воин, и рыцарь, и дама, которая защищает рыцаря. Люблю защищать людей. Говоря современным языком, я сама себе режиссер. — А любите ли весну? — Кто ее не любит? Становится светло, тепло, а в Петербурге — белые ночи и дивные запахи одуванчиков, ландышей, сирени. — Спасибо, что вы снова на сцене и с нами. На ваш взгляд, что помешало кинозвезде Грете Гарбо вернуться в кино? А ведь ей не было и 40 лет. Режиссер Отар Иоселиани бесконечно уважает ее за то, что она вовремя ушла, не скомпрометировав себя ни как женщина, ни как актриса. Что думаете об этом? — Человек, получивший больше, чем предполагал, чем вкладывал, неизбежно что-то теряет. Посмотрим, как будут развиваться события с актрисой Меган Маркл, которая вышла замуж за принца Гарри, сможет ли она вернуться в кинематограф. Грейс Келли, например, это не удалось. Дело в том, что титул очень сильно меняет характер жизни. Актриса — это свободный дух, свободная воля. Между прочим, не понимала и не понимаю, почему актер должен умереть на сцене. — Вы исполняли песню «Театр — не мода, он — навсегда». А что мода значит для вас? И почему театр не зависит от моды, почему он навсегда? — Люблю выражение Коко Шанель: «Мода и архитектура — это вопрос пропорций». Если говорить о театре в этом контексте, то все настоящее, а хороший театр — это искусство, — навсегда. Дальше вопрос о хорошем и плохом театре. Это как музыка. Есть та, которая прозвучала несколько раз и потом никому не интересна. А театр как структура очень интересная и очень сильная будет бесконечным. — С чем связано ваше возвращение на сцену? — Я никуда не уходила, не уезжала. Жила в России, но на несколько лет отдалилась от профессии. У меня есть такое право, как и право войти в профессию вновь. Я не теряла интереса к ней, но мне было о чем подумать, что накопить, хотелось просто отдохнуть. Когда я решила сделать паузу, мой организм устал от насыщенной музыкальной деятельности. Мне понадобилось 10 лет, чтобы восстановиться. Так что утверждение, что я полноценно вернулась в шоу-бизнес, — сильное преувеличение. Захотелось напомнить о себе еще потому, что вокруг меня бродило много слухов, вплоть до самых абсурдных. Будто я старая бабушка, которая едва передвигается, или бабушка в платочке, которая ходит в церковь, лбом расшибая пол. Я туда хожу, но не как бабушка. Мне стало стыдно за людей, которые распространяют небылицы. Не в моих правилах кого-то наказывать или поучать. Не говорите о том, чего вы не знаете. Это забирает у человека слишком много энергии. Я решила показаться, чтобы меня увидели сегодняшней. На протяжении своего пути я не боялась того, что меня забудут. Были периоды, когда сильно болела и невольно исчезала на несколько лет, а потом возвращалась с новыми силами. Для меня уйти и вернуться — несложно. — А что для вас сложно? — Жить правильно: следить за своими мыслями, порывами, понимать, что происходит вокруг, так, как этого кто-то хочет. — Как воспринимаете записи своих выступлений прошлых лет? — Я человек не ностальгирующий. Не смотрю свои выступления, не любуюсь собой. Когда выступала на сцене, записывала альбомы, относилась к себе критически. Сейчас что-то нравится, что-то нет. Жизнь течет быстро, но кажется, что все это происходило вчера. Думаю, мне удавалось красиво существовать и приносить людям удовольствие вдумчивыми текстами, голосом, нарядами. — Если бы была возможность выбрать для путешествия прошлый век или будущий, что предпочтете? — Не знаю. Стараюсь получать удовольствие от того времени, в котором живу. Если надо вставать и бежать, встаю и бегу. Если можно отдыхать — отдыхаю. Если надо бороться — борюсь. Я не рассматриваю себя ни в будущем, ни в прошлом. Я — здесь и сейчас. — Существует вечное соперничество двух российский столиц, их менталитетов. Вы — петербурженка. Какие черты родного города вам свойственны? — Это два параллельных мира. Москва по-своему душная, Санкт-Петербург — скучный. В какой-то момент мне нужен петербургский покой или даже скука. Когда у творческого человека есть воздух, простор, и ему не надо нестись куда-то, а можно пройтись по Дворцовой площади, Васильевскому острову и побыть в размышлении, это очень полезно. Может, то, что последние пять лет я живу в Петербурге, и подвигло к тому, что я решила появиться вновь, с новыми чувствами и мыслями. Москву я сравниваю с цыганской кожаной плеткой — быстрой, моментальной. Я не в том возрасте, чтобы улавливать эти моменты, но в том состоянии, в котором замечательно иногда появляться в Москве. Тем более, что там у меня замечательная семья, двое внуков, без которых мне жить тоскливо. Надеюсь, есть публика, которая хочет меня видеть и слышать. — Свой хит «Женщина всегда права» вы исполняли с такой убежденностью и правдой, что верилось каждому слову. А сегодня, в век унисекса и стирания граней между полами, по-прежнему так считаете? — Я — актриса и играю роли. Каждая песня — маленькая роль. Нужно преподнести ее убедительно, загадочно и с полным пониманием. А что касается смысла этой песни, думаю, что-то в этом есть. — Интересно узнать имена ваших любимых писателей и поэтов. Возможно, среди них есть те, кто близок вам по духу? — Назову Бродского, Волошина, Пастернака, Мандельштама, Ахматову. Преклоняюсь перед классиками. Что касается современных авторов, я бы промолчала, чтобы никого не раздражать. — Однажды вы сказали, что прошлое для вас большого значения не имеет, но вы от него не отрекаетесь. — Есть опыт, который мне помогает, но я не лелею его в себе и не живу им. Это черта моего характера. Не боюсь быть другой, неузнанной, пропадать и возвращаться. — В чем секрет вашей молодости? — Его нет. Но могу посоветовать всем жить сегодня, с радостью и удовольствием, смотреть за линией своей судьбы. Сейчас молодым можно оставаться долго, если следить за собой. Живите легче, помогайте любимым, друзьям, родным. Не ешьте много и хорошо спите. — Вы не рассказываете о любимых мужчинах, романах, считая, что это неприлично для взрослой дамы. А до какого возраста прилично говорить о сокровенном? — Я считаю дурным тоном обсуждать это с человеком, которому за 60. О прошлом вообще нельзя распространяться. Семьям моих бывших избранников не очень приятно будет узнать, как они меня любили. Выставлять напоказ свою личную жизнь в любом возрасте неприлично. Как и, например, в телевизионной программе делать тест на беременность.

Ирина Понаровская: Мое возвращение – слишком большое преувеличение
© Вечерняя Москва