Как в Афганистане живут люди "третьего пола"

Нет, они вовсе не транссексуалы. На Востоке с подобными вещами не шутят: редко кто решится на подобные эксперименты. Однако это практически норма, когда девочка, точнее — дочка, становится мальчиком. Сыном. ЛУКАВСТВО ВОСТОКА Даже если ты — депутат парламента страны, даже если ты сделал успешную карьеру и твоя семья — довольно состоятельна, ты — все равно неполноценный человек, если у тебя нет сына. Неважно, насколько образованна твоя семья — пусть даже вы оба с женой окончили какие-нибудь Гарварды или Оксфорды с Сорбоннами... Это не важно. Только сын приносит семье престиж и почет. Таковы нравы в Афганистане. Чтобы получить уважение окружающих, с поистине восточной хитростью, лукавством (или мудростью?) здесь дочку — чаще всего младшую — родители назначают... сыном. Почти все вокруг знают, что «мальчик», который помогает деду в его лавке — на самом деле его младшая внучка. Но... так уж тут устроено: даже ненастоящий сын все равно повышает статус семьи в глазах общества. Таких «мальчиков» здесь называют «бача пош», что означает — «в одежде мальчика». Так в стране было всегда: до шурави (напомним, в Афганистане «шурави» называли русских, когда в этой стране находился ограниченный контингент советских войск (1979 –1989 гг.), после шурави, при талибах, после них, при американцах, будет так и после них... На Востоке традиции сильны, время течет медленнее, поэтому там мало что меняется даже спустя десятилетия. А сыновья там всегда ценились выше дочерей, поскольку именно они передавали по наследству имя отца и получали его имущество. Итак: вчера ты была девочкой, а сегодня тебе поменяли имя — из Шукрии стала Шукуром, тебя нарядили в мальчиковые штаны, рубашку, постригли волосы, надели на тебя кепку... Отец стал относиться к тебе както иначе — теплее, роднее, нежнее, поскольку ты стала для него сыном. Согласитесь, с точки зрения европейца — это какое-то зазеркалье! «Бача пош» — живет как мальчик, одевается в мужскую одежду, ей-ему не нужно убирать и готовить в доме, ей-ему проще получить образование, заниматься спортом, свободно передвигаться. В Афганистане существует суеверие, что «бача пош» может в действительности «вызвать» рождение в семье настоящего сына. К женскому состоянию «бача пош» обычно возвращают, когда у девочки начинается половое созревание. Считается, что количество «бача пош» в Афганистане с каждым годом растет. КТО ЕСТЬ Я? Вот несколько историй. ... Мануш, сейчас ей 15. Она снова стала девочкой, практически — девушкой. Теперь ей полагается носить платок, а то и паранджу. Увы, достигнув совершеннолетия, «бача пош» обязаны покрывать голову — этого требуют предписания ислама. Но она и по сей день, когда удается, одевается по-мужски, играет в футбол. А до этого 10 лет была мальчиком. Ее новая роль ей совсем не нравится. Она уже привыкла, что ей, как мальчику, было больше позволено — не закрывать лицо, свободно, без сопровождения, ходить по улицам, разговаривать с кем хочется, не прятать глаза... Пока ее сестры сидели дома, пряча лица и занимаясь хозяйством, она работала, помогая кормить семью. Мануш уже вкусила мужской свободы и самостоятельности. И теперь ей совсем не хочется возвращаться в рамки ограничений, налагаемых обществом на женщин. Скоро ее должны выдать замуж, она этого очень боится, потому что не умеет быть покорной, не умеет готовить, в женских тряпках запутывается, поскольку ходит размашисто и быстро... Сейчас она в полном отчаянии: сначала в пять лет ей пришлось ломать в себе девочку, перенимая манеру поведения мальчишек-сверстников, а сегодня надо возвращаться к изначальной своей ипостаси. И мысль ее точит одна: «Господи, почему я действительно не родилась мальчиком?!» …У Азиты подобная история. Правда, она иначе смотрит на жизнь. Она рада, что ей удалось хоть несколько лет побыть мальчиком: «Я приобрела опыт, многому научилась. Думаю, именно благодаря «мальчиковой» упаковке, я смогла добиться того, что сейчас я — одна из немногих женщин в стране – занимаюсь общественной работой, нахожусь на государственной службе». Ну что ж, за Азиту можно лишь порадоваться. Чего не скажешь о другой нашей героине. …Фариба: «Одев меня мальчиком, мать даже не позаботилась, чтобы я хоть что-то узнала о своем женском, девичьем естестве. Я была уверена, что я — мальчик. Когда у меня случилась первая менструация, я была в таком шоке и стрессе (отчего это? болезнь? ударилась? когда закончится? как лечить?), что полгода никому ничего об этом не говорила. Потом у меня вдруг начали расти груди — еще один шок. Что делать? Почему это у меня? Что со мной происходит? Потом родители поняли, что меня пора возвращать в девочки, начали требовать, чтобы я вместе с сестрами шила, готовила... А у меня иголка в руках не держалась! Я не могла ни морковь нарезать, ни рис помыть, ни казан отчистить... У меня все из рук валилось. Мне проще курицу зарезать или дерево спилить. Меня же всем этим женским премудростям не учили! Но все равно дома на меня стали кричать, какая я, мол, нерасторопная, неумелая, бестолковая. Потом решили выдать замуж. Нашли жениха, будущая свекровь пришла на меня посмотреть. А я, вместо того чтобы опустить глаза, тоже смотрю на нее. Та оскорбилась, отказалась от такой снохи. Родители — в ярости. Опять начали искать жениха. А обо мне уже пошла молва — мол, своевольная, нескромная... Сейчас я уже давно вышла из возраста невест, родители постоянно ругают, что до сих пор приходится меня кормить, что никто не хочет брать меня в жены, что я позорю весь род. А я в этом виновата? Да я готова и работать, и кормить семью, как это делала в детстве. Но теперь мне нельзя этого делать, обычаи не позволяют. Чем закончится моя история, не знаю...» Комментарий социолога: — Нельзя поменять пол человека на время, превращая девочку в мальчика. Переодевание в мальчика наносит большой вред психике большинства девочек. Они не проходят необходимые для девочки этапы развития, не ведут себя в соответствии со своей гендерной принадлежностью, теряют чувство идентичности, не могут ответить себе на вопрос — кто я: он или она? Такая практика, на мой взгляд, нечестна и негуманна. ПОДПОЛЬНЫЕ ДЕВОЧКИ КАБУЛА Несколько лет назад в Европе вышла книга Дженни Нордберг «Подпольные девочки Кабула», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Книга рассказывает о том, как афганских девочек превращают в мальчиков ради того, чтобы поднять статус семьи. Несколько откровенных историй стали настоящим открытием для европейской публики, а ее автор получила за свою работу Пулитцеровскую пр

Как в Афганистане живут люди "третьего пола"
© Спид-Инфо