В Испанию с музеем? В Европе фотографов обучают на работах Сергея Васильева

Мы встретились с Сергеем Васильевым в его музее «GRAND Фото СВ». Пятикратный лауреат главной награды World Press Photo «Золотой глаз» полтора месяца провел в Каталонии, привез массу впечатлений и огромное количество свежих фотошедевров, снятых ... телефоном. Судьба ста снимков Корреспондент «АиФ-Челябинск» Татьяна Строганова: Как непривычно, Сергей Григорьевич. Вы освоили телефонную съемку? Сергей Васильев: Всё на плёнку снимать слишком дорого и нерационально. Кроме того, телефон позволяет более оперативно сделать кадр. По сути, это хороший фотодневник. В Испании я отдыхаю ни в первый раз. Но есть и фотографический интерес. Начну издалека. В 80-е годы прошлого века я постоянно участвовал в конкурсах, которые организовывал реусский фотоклуб, известный в то время в мире. Испанские коллеги ежегодно проводили международные конкурсы, выставки спортивных фото под эгидой олимпийского комитета в Лозанне. Я там четыре раза получал главные награды. В своё время руководитель фотоклуба Джозеп Мария Рибас Проус, с которым мы были заочно знакомы, запросил у меня сто фотографий женщин. Я снимки отправил. Но в начале 90-х годов обстановка в стране изменилась, и наша связь с Реусом прервалась. Я вспомнил об этих снимках, собираясь в Испанию, и попросил сотрудников гостиницы, где остановился, разыскать фотоклуб и его руководителя. Мне ответили: «Такого клуба уже не существует, как найти руководителя, не знаем». Оказалось, от Салоу, где мы с семьей отдыхали, Реус буквально в 15 километрах. Очень красивый город с богатой историей. Я узнал, что на главной аллее Реуса в выходные дни работает барахолка. Жители выносят на продажу старинные вещи. Мне захотелось приобрести что-нибудь интересное из старой фотоаппаратуры. Приехали в Реус, нашёл такого продавца, купил у него три камеры и напоследок задал вопрос: не знает ли он случайно Рибаса Проуса? Всё-таки известный фотограф, а городок-то небольшой... «Так вот его друг стоит!» - и продавец указал на мужчину, стоящего поблизости. Ему объяснили, что из Челябинска приехал фотожурналист, который интересуется судьбой своего коллеги. Мужчина достал телефон, сделал звонок. «Сейчас Проус подъедет», - последовал ответ. Минут через 10 состоялась наша долгожданная трогательная встреча, спустя столько лет... Обнялись, как родные братья! - Какова же судьба ваших ста снимков? Неужели сохранились? - Мало этого! Как выяснилось, моя выставка побывала в 17 городах Испании. Им очень понравилась серия «Рождение человека». Много публикаций в разных изданиях было, но чаще всего использовалась фотография, где я в осеннем лесу снимаю гриб, а за моей спиной стоят обнаженные девушки... К слову, несколько моих фото с одной из выставок было украдено и теперь меня попросили их восстановить. Весной меня опять ждут в Испании. В конце мая в Реусе пройдёт большой фотофестиваль, пригласили приехать и принять участие. ... С Проусом мы сидели в кафе часа два, он сейчас руководит музеем фотографии, расположенным в двухэтажном дворце. А потом коллега пригласил меня специально приехать в Реус, в музей. Мне показали лаборатории, технику, архив. Провёл там полдня, а потом Проус задал мне вопрос: что я собираюсь делать со своей коллекцией фотографий, которую в своё время им прислал? В итоге я им подарил свою коллекцию фотографий, а он мне свою. К слову, на заседании челябинского фотоклуба наши ребята познакомились с фототворчеством Рибаса Проуса и остались очень довольны. Меня приняли в Международный союз традиционных фотографов. В Европе не воспринимают цифровую и цветную фотографии, только чёрно-белое фото и к тому же в авторской печати. В Реусе есть школа молодых фотографов. Оказывается, я там у них кумир! В музее открыли зал Сергея Васильева и для молодых фотографов ввели обязательное обучение на основе моего фотографического творчества. Будут рассказывать, в каком жанре и в какой технике я работаю. - Вы сами-то это знаете? - Об этом надо теоретиков-фотоведов спросить (смеётся). За 50 с лишним лет своей творческой жизни я снимал уже, наверное, во всех существующих жанрах, причём везде: на земле, в воздухе, на воде и под водой. Природа, индустриальные объекты, рабочая тематика... Но главный интерес моего творчества - «Материнство и детство». Большинство моих наград за фотографии на эту тему. К слову, с мэром города Реус договорились, что нынешним летом организуем нашу совместную выставку с Рибасом Проусом. Почему государство не помогает? - А на предложение о перевозе музея «GRAND Фото СВ» в Испанию вы что ответили? - Оно прозвучало неожиданно. Когда коллеги узнали, что в Челябинске у меня есть фотомузей, задали вопрос: «Кто помог его открыть и кто оплачивает содержание?» Услышав, что я всё сделал за свой счёт, были крайне удивлены: «Это невозможно! С таким именем в фотографии, с такими заслугами... Почему государство не помогает? Перевозите свой музей сюда. Здесь круглый год туристы, очереди будут стоять из желающих посмотреть ваши фотографии». - Сердце екнуло? - Да нет, честно говоря, я хладнокровно воспринял предложение, потому что это практически неосуществимо. Хотя бы уже потому, что я никогда не смогу приобщиться к их образу жизни. Там ведь застой, можно сказать: жизнь спокойная, без суеты. Мы привыкли к другому - каждый день покоряем какие-то вершины. К тому же всё у меня связано с Челябинском. Здесь мои друзья, коллеги. Да и власти ко мне неплохо относятся, скажем, даже хорошо. Так что, конечно, предан буду всегда столице Южного Урала. - Тем не менее выставки у вас всё время заграницей проходят... Не обидно? - Мне действительно частенько в Челябинске задают вопрос «где можно увидеть ваши фотографии? В моем музее около тридцати снимков представлено. Это не так, наверное, шикарно, хочется большего. Но у нас и выставочных залов таких нет для фотографий. А за рубежом у меня действительно постоянно выставки проходят. В ноябре я должен был лететь в Италию в Турин, где в музее восточных искусств открылась моя «персоналка» (прежде эта экспозиция работала три месяца в Риме в галерее Боргезе). Разыскал меня журналист-международник президент фонда «Эрмитаж» в Риме Франческо Бигацци, который коллекционирует произведения искусства. С трудом раздобыл мой телефон. Дозвонился в редакцию «Вечёрки», в которой я проработал сорок пять лет, там сказали: «У нас такого сотрудника нет». В итоге нашёл мой телефон у фотожурналистки из журнала «Огонёк». Оказалось, Франческо мои работы коллекционирует уже в течение 30 лет. Вот и поделился своей идеей сделать мою выставку... Потом во Флоренции эта экспозиция была представлена на международном фотофестивале, в Милане дважды. Вышла публикация обо мне на шести разворотах в испанском журнале о фотографии. Хельсинки, София, Париж, Гамбург, Лондон (всемирно известная галерея Саатчи)... даже у басков моя выставка была. В Праге готовится «персоналка» в этом году. - У успеха дорогая цена... Что позволяет не сгибаться под ударами судьбы? - Сам не понимаю, как дожил до этих времен. Такие потери, такие трагедии в жизни были!.. Другой бы не выдержал... Ответ нахожу один. Есть у меня великое увлечение – ФОТОГРАФИЯ. Именно фотография вытащила меня из всех этих кризисных ситуаций. Когда мне трудно и сложно, перебираю свой архив, смотрю, вспоминаю. Это большая подмога. Ну и хорошие друзья поддерживают, потомки не дают впадать в уныние и расслабляться. Нет-нет да выкинут что-нибудь – в общем, скучать не приходится. - Что вас сегодня вдохновляет? - Снимаю обычную жизнь, бытовые сюжеты. Люблю высматривать интересные красивые лица на улицах. Но как раз в Испании с этим сложно - запрет на съёмку существует. - А женщины красивые там есть? - ...В Европе это большая редкость.

В Испанию с музеем? В Европе фотографов обучают на работах Сергея Васильева
© АиФ