Ещё
Ургант случайно раскрыл секрет Лазарева
Ургант случайно раскрыл секрет Лазарева
Звёзды
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
Любовь
Почему кажется, что за нами следят
Почему кажется, что за нами следят
Психология
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Дети

Рассказывает о страданиях. Почему музыка барокко обретает больше ценителей? 

Рассказывает о страданиях. Почему музыка барокко обретает больше ценителей?
Фото: АиФ Казань
Невиданным, вернее, неслыханным бриллиантом прошедшего недавно в Казани Шаляпинского фестиваля назвали критики молодую певицу . А обычные люди, услышав Юлию на гала-концерте, решили, что теперь знают, как поют ангелы.
Одна из лучших в мире исполнительниц барочной музыки, выступающая в лондонском Альберт-холле, парижском Театре Елисейских Полей, Берлинской государственной опере и других престижных театрах и концертных залах, впервые спела в Казани.
Чем похожи татарские национальные мелодии и музыка барокко, и почему популярна музыка, написанная много веков назад, певица рассказала в интервью «АиФ-Казань».
Радость в каждом звуке
— Юлия, на Шаляпинский фестиваль вы приехали впервые, но в Татарстане частый гость. Расскажите о своих татарских корнях.
— Мой отец — москвич, а мама Альфия Закиевна родом из Шугурово, где открыли первую татарскую нефть. В этом есть заслуга и моего дедушки Заки Юнусовича Ягудина, который, вернувшись с фронта, где он отличился при форсировании Днепра, всю жизнь посвятил поиску нефти, не только в Татарии — по всему СССР.
Мои родители уехали на Сахалин по распределению, окончив московские вузы. С искусством они не связаны, но у обоих хороший музыкальный слух. У папы в роду было семь поколений священников. Один из них обладал таким потрясающим голосом, что ему предложили поступить в театр. Но не случилось: молодой человек не получил благословение отца.
Наша семья живёт в Москве, но половина моей жизни связана с Татарстаном. Часто бываю в Казани, Лениногорске у родственников по маминой линии. Все они пришли на гала-концерт в Казани. Они, особенно мама, давно мечтали, что я выступлю на татарстанской сцене. Мне самой радостно было принять это приглашение. Обычно я выступаю с сольным концертом или с концертным исполнением оперных арий. В гала-концертах пела всего раза три-четыре.
Кроме Шаляпинского фестиваля, где царила особенно радушная, праздничная атмосфера, запомнился ХХV Благотворительный гала-концерт Немецкого фонда борьбы со СПИД. Он прошёл в начале этого года в Берлине. Собранные деньги идут на лекарства для беременных женщин с ВИЧ, они позволяют им родить здоровых детей. В этом году средств для борьбы со СПИД собрали больше, чем обычно — почти 1 млн евро. Я была счастлива, что одной своей арией стала частью этого важного дела.
На разных языках
— Вы одна из лучших в мире исполнительниц барочной музыки. Чувствуете связь между Генделем, Вивальди и мон — особой душевностью, свойственной татарским национальным мелодиям?
— У татарской национальной музыки удивительная мелизматика — система мелодических украшений. Татарские певцы как будто плетут тончайшие кружева из звуков. Заслушаешься и не понимаешь, как это возможно сделать физически. Музыка барокко и татарские мелодии, конечно, отличаются техникой исполнения. Но принцип тот же: и тут, и там певец должен обладать подвижным лёгким голосом.
— Вы исполняете «Аллилуйю» Моцарта. Считается, что у мусульман тоже есть слово, созвучное с «Аллилуйя».
— Есть созвучная арабская фраза «Верю в единого бога». Слово «Аллилуйя» звучит на разных языках. Я с детства пела в хоре, где исполняли много православных канонов. Пела на клиросе в церкви, но пока не принадлежу ни к одной из религий. Часто ловлю себя на мысли, что, несмотря на различия религий, в основе всех лежит одна истина. Мы все братья и сёстры. Просто живём в разных частях света, у нас разные учителя, наставники.
— Вашим учителем была сама .
— На её первый конкурс молодых исполнителей я, обычная девочка из колледжа, попала случайно. И она, живая легенда, общающаяся с президентами, Папой Римским, заметила меня, подошла, дала несколько советов. Елена Васильевна фактически приняла меня в свою артистическую семью, давала мастер-классы. Помню каждое её слово — вплоть до нашей последней встречи в Большом театре на гала-концерте в честь её юбилея.
Но барочную музыку я открыла для себя раньше — в 11 лет благодаря педагогам музыкальной школы. Важно, что когда я решила исполнять эту музыку, они меня поддержали. Никто не сказал: «У нас в колледже это не принято. Лучше пой романсы, народные песни, русские арии». Педагоги уважали выбор маленькой девочки.
— О вас говорят только в превосходной степени. А бывает, что критикуют?
— К критике отношусь уважительно и спокойно. За многое можно критиковать: за технику, за голос, за артистизм, за внешность — за всё, что угодно. Я понимаю, что это естественно. Если не будет критики, значит, не будет гармонии.
Миром правит любовь
— В XVI — XVII веках барочная музыка была доступна только элите. Сейчас же во всём мире бум на это искусство. Почему?
— Вот пример: в знаменитой арии Вивальди Gelosia (Ревность) состояние клокочущей ревности выражается за счёт красивой и быстрой колоратуры. Герой так безумно влюблён, что не может справиться с этой эмоцией, готов разорвать на себе одежду, весь дрожит… Музыка виртуозно передаёт это состояние. Барочные произведения рассказывают и о других страданиях, ужасных событиях. Но всё это выражается такими богатыми колоратурными приёмами, что возникает чувство гармонии. Человек понимает, что тягостное настроение, горе преодолимы. Главное искусство человечества — музыка даже эти эмоции превращает в красоту.
На барочную музыку приходит особая публика. Человек улыбается во время концерта, ему хорошо. И после концерта люди подходят к артистам, чтобы выразить свою радость.
Если бы я не занималась музыкой профессионально, всё равно постоянно ходила бы на концерты, слушала записи. А как без этого жить?
Духовная музыка даёт особенное состояние души. Я испытывала его, когда мы вместе с дирижёром Михаилом Антоненко записали альбом с произведениями, не исполнявшимися 250 лет. Специально для нас в Берлинской государственной библиотеке нашли партитуры немецкого композитора XVIII века Карла Генриха Грауна. Этот альбом был назван «диском месяца» в Германии, Голландии, Франции и Австралии. Кстати, одна из самых известных опер Грауна — «Клеопатра и Цезарь». Он на первое место ставил именно царицу — певицу, женщину.
— Скоро 8 Марта. Как вы относитесь к этому празднику?
— Я не вкладывала бы в Международный женский день политический подтекст — призыв к борьбе за эмансипацию женщин, как подразумевала Клара Цеткин. Для меня 8 Марта — прежде всего торжество весны, женственности. Приятно, что есть такой праздник — женский день. У мужчин есть официальный повод дарить женщинам цветы. Мы все поздравляем своих близких, родных. Как бы далеко от дома я ни была в этот день, обязательно дарю своей маме цветы. Ей нравятся именно те, которые я выбираю.
Важно, чтобы в жизни каждого из нас всегда была любовь — главное, для чего мы живём. Она даёт ощущение счастья. Мы все рождены быть счастливыми. Важно не забыть это состояние, с которым мы рождаемся. И если вдруг так случилось, что потеряли его, надо искать, стараться научиться ему снова. Наверное, кто-то возразит: легко сказать, но вокруг много горя, многие вынуждены не жить, а выживать, страдать. А я верю: ничто не бывает просто так. Нет испытаний тяжелее тех, что может вынести человек. Они даются только сильным, тем, кто может их преодолеть. Это и есть божья искра.
В наши дни жизнь так быстро несётся вперёд. Трудно всё успеть, и не знаю, стоит ли вообще успевать. Главное — не потерять себя, сохранить то, что дала тебе природа. Познать свои лучшие стороны и не давать бешеному жизненному ритму, возникающим сложностям сломить себя.
Видео дня. Картошка, которая может отравить
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео