5 любопытных научных экспериментов с участием детей

Испытание вакцины против черной оспы, наматывание скотча вместо дисков и другие опыты, которые вас удивят. Эксперименты с участием детей, в том числе собственных, ставили разные ученые, и хотя научная ценность многих этих опытов сомнительна, некоторые из них привели к действительно важным для человечества открытиям. Впрочем, дети и сами не прочь поэкспериментировать — в том числе герои программы «Разрушители легенд. Дети» , которая выходит по воскресеньям в 10:00 на телеканале Discovery Channel. Вместе с телеканалом Discovery Channel «Летидор» подобрал пять самых разных — важных, забавных, интересных и местами неоднозначных — экспериментов, в которых в той или иной роли участвовали дети. Вакцина против натуральной оспы Имя английского врача Эдварда Дженнера вошло в историю медицины благодаря тому, что он изобрел первую в мире вакцину от черной оспы. Долгие годы доктор изучал народные методы борьбы с заразными заболеваниями, которые использовались у него на родине и в других странах, а еще наблюдал, как разные болезни переносят люди и животные. Тогда считалось, что люди, переболевшие безопасной для человека коровьей оспой, уже не заразятся оспой натуральной — это же подтверждал и опыт доярок, которые часто оказывались невосприимчивы к этому заболеванию. В итоге у Дженнера родилась теория, согласно которой искусственное заражение людей коровьей оспой в будущем могло защитить их от натуральной. Вот только проверить эту теорию на себе доктор не мог из-за иммунитета к оспе, которую он перенес в детстве, поэтому в 1796 году он провел эксперимент на восьмилетнем сыне своего садовника Джеймсе Фиппсе. Он взял гной с руки крестьянки, заболевшей коровьей оспой, и втер его в царапину на теле мальчика — тот отделался лишь легким и непродолжительным недомоганием. Спустя полтора месяца Дженнер привил маленькому Джеймсу уже натуральную оспу… И, к счастью, его теория оказалась верна: ребенок не заболел. Результаты не изменились и после повторного привития натуральной оспы мальчику по прошествии сначала нескольких месяцев, а затем и пяти лет. Конечно, доктору пришлось приложить еще немало сил и провести десятки экспериментов, в том числе и над собственным одиннадцатимесячным сыном Робертом, чтобы его открытие приняло консервативное научное сообщество Англии. Но все же он смог добиться успеха и всемирного признания, а его эксперимент был даже увековечен в скульптуре Джулио Монтеверде, которая изображает, как Эдвард Дженнер прививает ребенка. Сестричка-шимпанзе для человеческого ребенка Помимо серьезных научных экспериментов во благо человечества ученые так и норовили задействовать детей, чтобы подтвердить или опровергнуть самые разные социально-психологические теории — от правдоподобных до весьма бредовых. К последним относится распространенное в тридцатые годы прошлого столетия мнение, что детенышей шимпанзе можно научить человеческой речи и хорошим манерам, если воспитывать их как человеческих детей. Проверить его на практике решился психолог Уинтроп Келлог из США, который после рождения сына Дональда «удочерил» семимесячную самку шимпанзе Гуа и начал воспитывать ее как родную сестру своего ребенка. Но попытка очеловечить даже такого интеллектуально развитого примата, как шимпанзе, провалилась. Все, чему удалось научить Гуа, — это разбирать некоторые фразы и пользоваться ложкой. Зато сама она сильно повлияла на «брата»: Дональд полюбил кусаться, пищать и прыгать, а также отстал в речевом развитии. Неудивительно, что эксперимент пришлось срочно свернуть. Эксперимент по подражанию агрессивному поведению взрослых Еще один интересный (и в целом более полезный) социально-психологический эксперимент в 1961 году провел канадско-американский психолог Альберт Бандура со своими коллегами Шейлой и Доротеей Росс. Ученые поставили перед собой цель выявить, будут ли дети подражать ранее увиденному агрессивному поведению взрослых, если разрешить им вести себя свободно. Для участия в эксперименте исследователи собрали 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 5 лет, а затем разделили их на три большие группы: первой демонстрировали агрессивное поведение со стороны взрослых, второй — нейтральное, а третьей ничего не показывали. Объектом агрессии в этом эксперименте стала надувная полутораметровая кукла Бобо. В первой группе взрослый бил, пинал и подбрасывал ее в воздух, забирался на нее верхом, колотил резиновым молотком и выдавал грубые реплики в ее адрес. Во второй же группе взрослый, не обращая внимания на куклу, спокойно играл с конструктором. После демонстрации детей приводили в другое помещение с точно такой же куклой Бобо, игрушечным молоточком, конструктором и кучей других игрушек и оставляли там поиграть, в то время как эксперты, скрытые за непрозрачным стеклом, наблюдали за ними из соседней комнаты и оценивали их поведение. Эксперимент показал, что дети, увидевшие агрессивное поведение взрослых, оказавшись наедине с куклой, намного чаще вели себя жестоко по отношению к ней, в то время как дети, лицезревшие нейтральное поведение, вели себя наиболее мирно (при этом испытуемые, которым не показывали ничего, оказались хотя и посередине, но все-таки ближе ко второй группе). Любопытно, что мальчики и девочки чаще повторяли поведение взрослого того же пола, что и они сами, при этом мальчики в целом чаще применяли к бедной Бобо физическую силу, в то время как в проявлении словесной агрессии разницы между ними и девочками выявлено не было. Прыжки Ньютона Дети не всегда выступают в роли объектов научных изысканий взрослых — они и сами любят поэкспериментировать, ведь им особенно свойственны любознательность и неудержимая тяга к познанию мира. Знаменитый физик, астроном, механик и математик Исаак Ньютон — прямое тому подтверждение. Ему принадлежит открытие закона всемирного тяготения, разработка основ классической механики, физической оптики, дифференциального и интегрального исчислений, теории цвета и множества других физических и математических теорий. Но своей первой научной работой ученый всегда считал эксперимент по прыжкам в длину, который он проводил в 15 лет. Нужно отметить, что Ньютон родился недоношенным и рос довольно слабым и болезненным ребенком. В отличие от сверстников он предпочитал читать книги, сочинять стихи или мастерить различные механизмы, например мельницы или водяные и солнечные часы. Но и ему время от времени нравилось проводить время с другими ребятами. В 1658 году в городке Грантем — именно там в те годы жил Исаак — дети решили устроить соревнование по прыжкам в длину. День выдался довольно ветреным, и наблюдательный мальчик сразу обратил внимание, что эффективнее прыгать по направлению ветра, а не наоборот. Это знание принесло ему победу, хотя физические данные у него были слабее, чем у большинства участников. Результат обрадовал Исаака и вдохновил его на дальнейшие эксперименты: позже он уже в одиночестве прыгал против ветра, по ветру и в безветренную погоду и каждый раз фиксировал полученные результаты на бумаге. Эти опыты помогли юному Ньютону получить более детальное представление о силе ветра. Безгранично ли всемогущество скотча В наше время также найдется немало детей, которых страсть к науке толкает к самым разным и подчас весьма экстравагантным экспериментам. В проекте «Разрушители легенд. Дети» участвуют целых шесть таких мальчишек и девчонок. Каждый из них несмотря на юный возраст — от 12 до 15 лет — успел проявить себя в физике, робототехнике, программировании, конструировании транспортных средств или перемоделировании домов, а кто-то даже вошел в число лучших молодых ученых США. Под началом знаменитого разрушителя легенд Адама Сэвиджа ребята проводят самые необычные опыты, чтобы подтвердить или опровергнуть распространенные мифы, городские легенды и расхожие суждения. Целых два эксперимента юные исследователи посвятили такому простому и в то же время важному и полезному изобретению человечества, как скотч. Сначала Джесси, Рэйчел и Кэннон решили проверить весьма распространенное в последнее время мнение о том, что достаточное количество скотча, намотанное на автомобильный диск, сможет стать полноценной заменой шине. Для этого они сняли покрышки со всех четырех дисков опытного автомобиля и обмотали их клейкой лентой (на каждый ушло около 518 м), после чего вставили колеса обратно. После этого команда под присмотром Адама Сэвиджа отправилась на этой машине в экспериментальный заезд по трассе с препятствиями длиной в 402 м. Езду на скорости 48 км/ч покрышки из скотча выдержали достойно, но стоило повторить маршрут уже с удвоенной скоростью, как «шины» начали разваливаться. Во втором эксперименте участвовали уже Валери, Элли и Элайджа — им предстояло ответить на вопрос, можно ли создать полноценный рабочий парашют из скотча. За основу ребята взяли реальный военный парашют. Элли измерила один из его сегментов, после чего Элайджа создал на компьютере 3D-модель парашюта и подсчитал, сколько клейкой ленты им понадобится. Валери же рассчитала скорость приземления, которая была бы безопасной при использовании такого парашюта. Далее юные разрушители легенд приступили к созданию самого приспособления. С помощью различных технических устройств и 104,3 кг скотча им удалось изготовить полную копию военного парашюта, которая по всем расчетам должна была выдержать испытание с достоинством… но все сложилось иначе. Когда парашют, к которому прицепили манекен с датчиками, подняли в небо и сбросили вниз, он поначалу благополучно раскрылся, но затем начал сворачиваться, а «подопытный» понесся вниз с фатальной скоростью 44,7 км/ч. Повторное испытание после небольших доработок на месте также не принесло положительных результатов. Но ребята не унывают: во-первых, им удалось разрушить очередной миф, во-вторых, впереди их ждет еще масса интересных мнений, городских легенд, а также литературных и киноштампов, которые им предстоит подтвердить или опровергнуть. Фото: Shutterstock/VOSTOCK, Picture-alliance.ru

5 любопытных научных экспериментов с участием детей
© Letidor.ru