Спектакли московских театров для молодёжи
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СОБСТВЕННОЙ ДУШЕ Начну со спектакля "Изгнание" по пьесе Марюса Ивашкявичуса в постановке худрука Театра им. Вл. Маяковского Миндаугаса Карбаускиса. Отправляясь на спектакль, пробовал фантазировать о том, что именно мне предстоит увидеть? Почему-то представлялось нечто вроде саги, имеющей отношение к истории литовского народа. И на самом деле спектакль оказался "сагой", главными героями которой стали литовцы. Только не какие-нибудь шляхтичи или крестоносцы, а самые обыкновенные современные парни и девушки, отправившиеся в лихие 90-е искать лучшую долю в Англии. Поначалу зрелище насторожило некоторой брутальностью, сдобренной уголовной приправой. Пришла мысль: "Что мне за дело до этих современных лузеров, не сумевших устроить свои жизни на родине и мечтающих о манне небесной в чужой и чуждой стране?!" И вдруг что-то в сердце ёкнуло. Потом еще раз, и третий, и десятый. И через несколько минут ты уже был вместе с этими жесткими, грубоватыми и крепкими парнями в далеком и темном Лондоне, который, как и некоторые другие известные читателю города, не верит ни слезам, ни жалобам. А потом ты понял, что это — "про всех про нас", какие к черту литовские эмигранты?! Потому что каждый из нас ощущал себя изгнанником и изгоем даже в своей собственной стране! Многие жили впроголодь, таскали мешки, каждого пятого, как и главного героя спектакля, нещадно, до потери сознания, били в ночи какие-то подонки. Не скажу, что у меня, глядя на сцену, текли слезы. Но я сопереживал! И иногда, скрипя зубами вместе с героями спектакля, в глубине души призывая их держаться и прорываться. Эта удивительная пьеса и столь же поразительный спектакль — о человеческой стойкости, о судьбе, перста которой не избежать никому, об унижении, которое не сравнимо ни с какими другими муками. Об удаче и крушении надежд, о любви, которая приходит вдруг и столь же внезапно растворяется. И еще — о странной и непознаваемой человеческой душе, в которой одновременно могут умещаться и бороться такие противоположности, как Христос, Чингизхан и Фредди Меркьюри. И о том, что надо уметь прощать. Спектакль Карбаускиса нежен и брутален одновременно. Здесь не стесняются в выражениях, пусть даже нарушающих какие-то общепринятые нормы. Здесь страстно любят и ненавидят, дружат и презирают. В нем столько драйва, жесткого мужского юмора, причудливых изгибов сюжета, что хватило бы на три приключенческих романа. И ты ловишь себя на мысли, что тебе явно не хватает тех четырех часов, в прокрустово ложе которых режиссер явно не смог вместить все задуманное. Фото: Сергей Петров Подарком зрителю стали потрясающие артисты, и, прежде всего, Вячеслав Ковалев в роли главного героя - крепыша Бена, за которую артист получил главную национальную театральную премию страны "Золотая Маска". (Сцена на Сретенке Театра им. Вл. Маяковского - 23 марта и 13 апреля). В другом знаменитом академическом театре — им. Евг Вахтангова — молодого зрителя ждет разрывающий душу спектакль, героями которого становятся юные люди. Называется он "Наш класс", его поставила режиссер Наталья Ковалёва по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека, написанной им по материалам документальной книги Яна Томаша Гросса "Соседи". Страшная трагедия, о которой повествуется в спектакле, не укладывается ни в голове, ни в сердце нормального человека. Самая изощренная фантазия, самые леденящие душу древнегреческие и шекспировские трагедии меркнут перед ужасными фактами реальной жизни… Школа в маленьком польском городке. Класс, в котором учатся три дивные девочки и семеро статных парней. Красивые, юные, неиспорченные, с ясными, незамутненными взорами. Прекрасная, дружная стайка "воробушков", беззаботно парящих в чистом, мирном небе. Со временем парни повзрослеют, возмужают, поумнеют, посуровеют, а девочки расцветут и превратятся в настоящих красавиц. Одноклассники вырастут совсем не похожими друг на друга. Но кажется, что никто и ничто не в состоянии разрушить их прекрасный союз, и лететь бы им дальше по жизни этой славной стайкой. Но жизнь расставляет иные акценты. По-разному складываются судьбы героев пьесы. Они вмещаются в 14 трагических "урока", каждый из которых фиксируется на классной доске. Одни спиваются, другие приспосабливаются, прислуживают коммунистическому режиму. Кого-то настигает возмездие, кому-то удается его избежать, выжить. Но ни у кого из них не получится воплотить в жизнь свою детскую мечту и стать хотя бы кем-то ! Большинство профукивает (в пьесе звучит другое слово) свои жизни. И в последний час им нечем будет оправдаться перед Всевышним… Фото: Валерий Мясников Пронзительно играют молодые вахтанговцы в этом спектакле, ставшем ярчайшим примером очень современного, динамичного, экспериментального игрового театра . Сердце сжимается какими-то страшными клещами, и даже слезы не льются из глаз, потому что вскипают от ужаса. Но, как ни странно, после спектакля "в конце тоннеля", т.е. в твоей душе, остаётся свет. Потому что "Наш класс" даже не играется, а проживается на сцене людьми с чистыми душами и помыслами. (Новая сцена Театра им. Евг Вахтангова - 19, 26 марта, 4 и 30 апреля). Спектакль театра Школа Драматического искусства "Орфей спускается в ад" по пьесе американского классика Тенесси Уильямса удивил тем, насколько современно прозвучала в наши дни драматургия середины прошлого века. В этом спектакле, который поставил известный режиссер и педагог Игорь Яцко, идеально сочетаются все компоненты театрального искусства: сценографическое решение, костюмы, свет, точно подобранная музыка и даже видеоряд. В небольшой американский городок случайно залетает "белая ворона" — симпатичный лохматый отвязный парень по имени Вэл Зевьер с внешностью Аполлона в куртке из змеиной кожи, распевающий блюзы под свою любимую, видавшую виды гитару. И, как это часто происходит в маленьких городках любой страны, становится не просто объектом внимания, но и центром притяжения для окружающих людей. Что, естественно, не может нравиться всем. Любовь, зависть, ненависть, подлость сплетаются здесь в один зловещий узел, распутать который способен только взрыв, трагический катаклизм, который, в конце концов, и происходит. Режиссер своим событийно насыщенным зрелищем держит зрителя в невероятном напряжении в течение почти двух с половиной часов без антракта! Этот яркий, порой гротесковый игровой театр гармонично сочетается с основами школы психологического театра, что не просто обогащает зрелище, но и обостряет трагическое звучание знаменитой пьесы. Шедевр, созданный в середине прошлого века в чуждой нам Америке времен расовой дискриминации и разгула куклуксклана, несмотря на кадры американской кинохроники и классические джазовые мелодии, оказался как бы вне конкретного времени и пространства. Фото: Наталия Чебан Добрый, страстный и неравнодушный человек Игорь Яцко поставил красивый, увлекательный, трагический и мудрый спектакль о любви и предательстве, о борьбе высокого и низменного в каждом человеке, о боли и о надежде на то, что юный кудрявый Орфей способен хоть на минуту открыть людям глаза. Даже если они всю жизнь пребывают в аду. (Театр ШДИ - 27 и 28 марта, 27 апреля) Студия Театрального Искусства Сергея Женовача давно стала одним из "ньюсмейкеров" московского театрального пространства. Последней по времени премьерой театра стал молодежный спектакль "Один день в Макондо", сочиненный Егором Перегудовым по роману Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества". Наверное, есть какой-то резон в остроумной придумке Е. Перегудова со товарищи, назвавших свое действо "импровизацией с этюдами". Действительно, одна из самых привлекательных его черт состоит в том, что их театр создается в данную секунду как бы из ничего — из пустоты, без декораций и особого реквизита. Действие развивается стремительно, но вихревой темпоритм никоим образом не отвлекает тебя от сути происходящего. И, вовлеченный в этот водоворот, ты в финале ловишь себя на мысли, что на протяжении всех семи часов действия (!) ни секунды не скучаешь! Читающий эти строки и знающий роман Маркеса может не поверить в то, что такая громадина поставлена в театре. Но факт остается фактом: великая эпопея — "человеческая трагедия" гениального писателя — на самом деле воплощена на сцене! Но если гипотетический читатель решит, что спектакль юных "женовачей" от начала и до конца пронизан высокой трагедией и тоской, то он ошибется. Здесь много тончайшего юмора, своеобразных оригинальных театральных ходов, свойственных бесшабашному и отвязному племени студиозов. Недаром после спектакля опытный театральный критик с восхищением сказала автору этих строк: "Такое могли учудить только вчерашние студенты!". Надо отдать должное режиссеру и артистам: при всей их удали ни в одном из этих театральных приемов и придумок, даже в каких-то вызывающе гротесковых сценах им не изменяет чувство меры, что, безусловно, достойно всяческого уважения. (Студия Театрального Искусства, 24 марта, 6 и 20 апреля) Фото: Александр Иванишин Московский театр Сатиры преподнес зрителю необычный подарок: фантасмагорическую мистерию (или мистериальную фантасмагорию) под названием "Где мы?..". Спектакль сочинил и поставил Родион Овчинников. Это полуфантастическое, в чем-то булгаковское, остроумное и, при этом, печальное театральное сочинение не отпускает, заставляет размышлять об отнюдь не веселых проблемах нашей жизни. Начнется "весёлый наворот" с того, что у известного шоумена прямом эфире популярной телепередачи вдруг "съедет крыша", и он вместо запланированных к выходу на сцену карликов станет нести какую-то околесицу про гигантских слонов. А человек "из народа" с гармошкой выскочит под телекамеры и лихо споет скабрезную частушку. Женщину-режиссера, ведущую это шоу, уволят, а ребята окажутся в клинике для душевнобольных, в здании которой раньше находился дом ветеранов сцены. Выяснится, что с незапамятных времен в одной из палат этого дома-клиники обосновался старый и грустный, прежде знаменитый на всю страну клоун, который составит приятную компанию вновь прибывшим. Троица будет всячески разнообразить свой досуг: вести приятные философские беседы о телевидении, женщинах и смысле жизни, а также рыбачить, закидывая удочки в ведра, петь на три голоса душевные песни, пить странный напиток, который одному покажется водой, а другому — чистым спиртом. В финале они замыслят даже свадьбу молодого героя с прелестной медсестрой. Она же —актриса. Она же — пациентка сумасшедшего дома. А по сути — грустноватая ведьма. Впрочем, перечислять все гэги и приколы этого зрелища можно долго. Замечательно играет (по сути дела самого себя) Александр Олешко. Его Олег Порох — известный каждому от мала до велика телеведущий, настоящий "звездун" — как булгаковский Иван Бездомный после встречи с известной дьявольской командой, побывав в актерском сумасшедшем доме, пообщавшись со старым клоуном и деревенским мужичком, начинает понимать что-то главное в своей однообразной и пестрой жизни. Отчасти самого себя играет и великолепный Александр Ширвиндт, тоже хлебнувший (и продолжающий "хлебать") славу и блеск популярности. Его старый усталый клоун с гривой седых волос и красной нашлепкой на нос так же, как и сам артист, немного вальяжен, ироничен и очаровательно насмешлив. Ему чуждо всякое менторство и умные сентенции. И он лишь исподволь, "шутейно" пытается открыть глаза своему молодому коллеге по профессии на сложность и непредсказуемость жизненных поворотов. Редкий образ создал Фёдор Добронравов, играя своего залихватского деревенского мужичка Славу Праваторова. Этот перпетуум-мобиле — тоже из разряда клоунов, которые в состоянии расшевелить любую компанию, даже самую что ни на есть дьявольскую. И только самый внимательный и дотошный взгляд способен обнаружить в нем те невидимые миру слезы, которые он старается тщательно скрыть под маской никогда не унывающего "вруна, болтуна и хохотуна". (Московский Театр Сатиры - 20 , 26 марта, 18, 24 и 30 апреля) Фото: Сергей Милицкий Summary. Если вы захотите на самом деле понять, "где мы", вам сам Бог велел пойти на этот странный спектакль. Как, впрочем, и на все те, что перечислены в этом обзоре. Но учтите: вашей душе придется изрядно потрудиться.